Белоцерковчанка-органистка Татьяна Орлова: «Я люблю красивую музыку, люблю разнообразие» (фото)
Органная музыка – особый вид искусства, а звуки органа удивительным образом настраивают слушателя на философское восприятие мира. Эта красивая музыка обладает необъяснимой силой, может быть потому, что орган считается почти сакральным инструментом.
Не каждый город в Украине может похвастаться наличием такого инструмента. За четверть века независимой Украины, государство удосужилось создать только один орган – он установлен в Киевской национальной филармонии. А вот Белая Церковь может этим, прямо скажем, похвастаться. Во-первых, самим инструментом, а во-вторых, тем, что с его появлением (вот уже 25 лет!) радует в этом городе почитателей органного искусства заслуженная артистка Украины Татьяна Орлова.
Зачастую таким сокровищем обладают костелы и церкви (как, собственно, счастливо сложилось и в Белой Церкви). 40-регистровый орган установлен в белоцерковском костеле Иоанна Крестителя. «Но здесь есть свои тонкости, - говорит органистка Татьяна Орлова. - Каждый орган уникален, поскольку все они строятся с учетом особенностей конкретного здания или помещения - со своими размерами, внутренней планировкой, акустикой. Все эти параметры учитывали органные мастера. К тому же это очень специфическое искусство, не простое, поэтому не так и много органистов в Украине. В обслуживании инструмент сложный и дорогой. Некоторые из них требуют капитальных ремонтов. Практически инструменты живут благодаря энтузиазму специалистов».
Эту же точку зрения поддерживает и ее ассистент - мастер по обслуживанию органов Национальной оперы Украины Олег Диптан. Чаще органы приобретают церкви и костелы, но там их не всегда содержат надлежащим образом. «К тому же от любой неучтенной мелочи, - акцентирует Олег Диптан, - звучание органа очень сильно страдает».
По словам Татьяны и Олега, органы бывают разные - «от очень неудобных, до достаточно приемлемых». И чем старше инструмент (к примеру, в Каменце-Подольском), тем сложнее на нем играть. Что удивительно: профессионализм органиста зачастую определяется именно по тому, как он играет на старинных инструментах.
Наиболее удачными органные залы в Украине – это в Черновцах (армянская церковь), во Львове (костел), Киеве (костел), Одессе (кирха), и конечно же, в костеле Белой Церкви. А самое лучшее звучание среди инструментов мира - у старинного Домского в Риге и в городе Грац в Австрии. В этом убедилась и Татьяна Орлова, выступая там со своими концертами. Кроме этого она давала концерты в Польше, Словакии, Молдове, Литве, Эстонии и других странах.
Сегодня Татьяна Орлова - заслуженная артистка Украины (2007), лауреат двух городских премий им. И. Нечуя–Левицкого и М. Винграновского. В ее музыкальной, артистической биографии, пожалуй, все не случайно. И даже дата рождения совпала с номерным знаком органа, на котором она играет. Любовь к музыке – с рождения. После переезда семьи в Белую Церковь с Хуста Закарпатской области, Татьяна, учась в общеобразовательной школе, окончила музыкальную по классу фортепиано. Далее было музучилище в Виннице, направление на работу в пгт. Крижополь, возвращение в Белую Церковь и - учеба в Киевской музыкальной академии им. П.И.Чайковского. Именно тогда Татьяна Орлова обратила свое внимание на этот музыкальный инструмент. Выпускников-органистов было не так много, поскольку перспектива работы небольшая - инструментов мало. «На первом курсе академии услышала от своего преподавателя, что в Белой Церкви появилась перспектива обустройства в костеле органа. Вот с тех пор и закралась мысль, почему бы не попробовать в совершенстве освоить этот инструмент. Сначала занималась факультативным образованием, потом перешла в класс органа. В то время, когда оканчивала пятый курс, открылся органный зал в Белой Церкви».
И вот уже 26 лет ее творчество радует почитателей органной музыки мировыми произведениями. К тому же, как у настоящего профессионального органиста, обязательно должен быть ассистент, без него невозможно обойтись. Есть и у Татьяны Орловой. «Его предназначение, - говорит она, - не для того, чтобы переворачивать страницы нот. Его задача более важная - вовремя включить, переключить нужные наборы регистров во время исполнения произведения. Вместе с тем - не мешать артисту во время концерта. Не дай Бог опоздать переключить какую-то кнопку! Произведение будет «испорчено», а зритель подумает, что музыкант сыграл плохо. Именно от ассистента зависит качество исполнения произведения органистом».
На протяжении двух февральских вечеров почитатели с большим интересом окунулись в мир органной музыки в исполнении заслуженной артистки Украины Татьяны Орловой. Например, в эти выходные звучала музыка немецких композиторов в стиле барокко, классицизма, романтизма, а также французская – романтизм XIX- начала XX в.в. Подобные концерты Татьяна Орлова проводит раз в месяц, и каждый раз в зале Дома органной и камерной музыки звучат произведения композиторов-органистов.
органист2
органистк1