• Главная
  • Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности
11:12, 10 апреля 2023 г.

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-1

Елена Богдан - председатель Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести в 2020-2022 годах, вице-председатель Руководящего комитета Совета Европы по вопросам антидискриминации, разнообразия и инклюзии в 2021-2022 годах.

Вместо пролога

Если попросить православного человека помечтать об идеале украинского духовенства, что он представит? Уверена, что не политические или бизнес-альянсы, не хамство, не унижение, не ложь. От духовенства ожидают примера правдивого отношения с любовью, взвешенности и мудрости, заботы о тех, кому тяжелее всего. Однако реалии всегда были значительно сложнее мечты.

24 февраля 2023 года, Белгородка, Киевская область: "Здрасьте, москали", - говорит человек в священническом одеянии украинским гражданам возле их храма в трагическую годовщину полномасштабного вторжения (к слову, украиноязычным украинским гражданам).

Непростые траектории украинского православия изначально были составляющей циничной мозаики неправды, которой спикеры Кремля пытались оправдать то, чему не может быть оправдания - вторжение Российской Федерации в Украину. Поэтому о ситуациях, которые остро подсвечивают реальные проблемы и на которых кто-то мог бы потребовать сыграть в Москве, долго не хотелось говорить публично. И сейчас не хочется давать шанс на злоупотребление неудобной правдой российским захватчикам, которые убивают, калечат и разрушают.

Однако пока одни изо всех сил сдерживаются, чтобы не говорить публично о проблемах, другие в Украине считают, что в водовороте трагедий войны можно пренебрегать принципом верховенства права, игнорировать одну из ключевых заповедей "не лжесвидетельствуй", унижать и травить своих сограждан - и выдавать это все за патриотизм. Некоторые не чувствуют диссонанса, когда священники баллотируются от политических партий и возглавляют в местном самоуправлении комиссию по вопросам земельных ресурсов. И действительно, разве так сложно думать одновременно о пастырской опеке, литургии и... распределении земли с соснами под Киевом? И разве кого-то должна смущать предвыборная фотография, где священнический наряд совмещен с названием политической партии?

Сегодня дальнейшее молчание ощущается уже как жалость к своей стране, а не забота о ней. Более того, когда не прилагаем усилий для преодоления нелепости и непорядочности в своем обществе, становимся их молчаливыми соучастниками. В Украине нам нужна свобода и правда под сине-желтым флагом, а не господство людей, которые, играя на патриотических чувствах измученных и израненных войной украинцев, наполняют нашу страну ложью и правовым беспределом.

Понять ситуацию в Белогородке и вернуть ее в адекватное правовое поле - один из шагов для вывода украинского православия в ту реальность, где имеют значение правда и право, настоящий, а не мнимый патриотизм, а это, в свою очередь, неотъемлемая часть национальной безопасности. К сожалению, таких "белогородок" - сел и городков с подобными проблемами - уже много.

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-2

Свято-Михайловский приход УПЦ в Белогородке Киевской области уже более месяца вынужденно проводит литургии в подвальном помещении вместо своего храма. Фотография: Свято-Михайловский приход УПЦ

Древний Белгород и современная Белогородка

Городок Белогородка Бучанского района Киевской области (в давние времена Белгород) совсем рядом с Киевом. Здесь мало что сохранилось со времен Киевской Руси, когда в Белгороде была расположена одна из древнейших епархий Киевской митрополии Православной Церкви. В те давние времена Киев и соседний Белгород были на юге Киевской митрополии, а не севере, как в современной Украине; остальная ее территория простиралась далеко на север.

Сегодня Белогородка является центром Белогородской территориальной общины, объединяющей десять населенных пунктов с общим населением 24 547 человек; в самой Белогородке проживает 12 895 человек - так указано на сайте ОТО.

В центре современной Белогородки два православных храма разных церковных юрисдикций. Между ними 10 минут пешком. До июня 2022 года приходы мирно сосуществовали и жили каждый своей жизнью, а у белогородчан была возможность свободно выбрать. Хочешь быть в другой православной Церкви? 10-15 минут пешком - и ты в ее храме.

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-3

Свято-Михайловский храм УПЦ в Белогородке

Храм Святых Двенадцати Апостолов ПЦУ в Белогородке. Фотография с карты Google

Когда было тяжелее всего

Белогородка едва уцелела весной во время наступления на Киев. Совсем немного дальше - все в руинах. Еще немного дальше - и оккупация. Бахало над Белогородкой так, что мало кто выдерживал: многие жители выехали. Через село летали снаряды градов.

Вместо того, чтобы бежать из Белогородки, вечером 25 февраля 2022 года настоятель Свято-Михайловского храма отец Вячеслав Лазорик с женой вернулись из Западной Украины. Были вместе, молились, не знали, будут ли живы в следующий момент, но не убегали. Если на приходе есть люди, священник должен оставаться с приходом. Отец Вячеслав с этим приходом уже 10 лет.

В подвальном помещении трапезной Свято-Михайловского храма и воскресной школы жили до 40 человек. На кухне прихожане готовили еду для защитников. Ежедневно отец Вячеслав с женой развозили обеды от прихода на блокпосты.

"Вы хорошо молитесь, отец. У нас никто не погиб. Несколько раненых, но все живы", - скажут защитники на позициях вблизи Белогородки, когда россияне отойдут от Киева. Однажды гибель была очень близко: вражеская ракета попала рядом с блиндажем. Но чудом не разорвалась - застряла в скале и не взорвалась. Кто-то из местных скажет, что это совпадение. А кто-то - что это чудо Господне благодаря молитвам.

Когда Киев и Белогородка стали оживать, Свято-Михайловский приход Белогородки снова и снова помогал и военным, и гражданским. Недавно отец Вячеслав ездил с гуманитарной помощью в Бахмут. Такие приходы наполняют Украину настоящим, а не мнимым патриотизмом.

Неудобный аспект для некоторых из тех, кто мало знает о настоящей приходской жизни православных Украины: отец Вячеслав - священник Украинской Православной Церкви (УПЦ). Той самой "страшной" УПЦ, к которой так часто добавляют "МП". Многие называют ее "Московским патриархатом" или "РПЦ в Украине", несмотря на многочисленные возражения со стороны многих священников и верующих самой УПЦ.

Терминологически ситуация действительно непростая. С тех пор как Украина стала независимым государством после распада СССР и в УПЦ граждане Украины решения относительно церковной жизни принимают в Украине (в частности, назначение духовенства происходит в Украине), с 1990 года ее официальное название именно УПЦ и с тех пор оно не менялось. Однако в международном православном измерении, то есть с точки зрения Вселенского православия, ситуация по меньшей мере деликатная: поместные православные Церкви других стран все признают УПЦ как Украинскую Церковь, соединенную с ними через РПЦ, а РПЦ считает УПЦ своей канонически неотъемлемой составляющей, хотя и административно независимой.

Свято-Михайловский приход УПЦ в Белогородке украиноязычный. Проповеди на украинском, богослужения на церковнославянском. Московского патриарха Кирилла прекратили упоминать во время богослужений еще в 2014 году. Приход не чувствует себя Московским патриархатом. А если бы чувствовал, то это было бы интересное сочетание идентичностей и обстоятельств: украиноязычный Московский патриархат на защите Украины под обстрелами российских градов? И таких приходов УПЦ по Украине немало.

По соседству - всего 10 минут пешком - Храм Святых Двенадцати Апостолов Православной Церкви Украины (ПЦУ), то есть той, на которую в Украине возложено столько надежд как на поместную Церковь Украины. В начале марта 2022 года, когда опасность была наибольшая, настоятель этого храма отец Василий Чупровский уехал и вернулся ближе к Пасхе, когда опасность миновала, - так рассказывают в Белогородке.

Вне политики и бизнеса?

Где бы ни был во время наземной атаки на Киев Василий Чупровский, в Белогородке или где-то еще, в селе он известен не только тем, что на него оформлено несколько юридических лиц - религиозных организаций. В местное самоуправление действующего созыва отец Василий баллотировался от партии "За будущее" (не прошел).

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-4

Священник ПЦУ Василий Чупровский во время выборов в местное самоуправление 2020 года. Источник: Facebook-страница "Политическая партия "За майбутнє" - Белогородская ОТГ", пост 17.10.2020

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-5

Информация о священнике ПЦУ Василии Чупровском во время выборов в местное самоуправление 2020 года. Предвыборное партийное представление с акцентом на человечности выглядит подчеркнуто лицемерно в контексте событий в Белогородке. Источник: Facebook-страница "Политическая партия "За майбутнє" - Белогородская ОТГ", пост 17.10.2020

Однако предыдущий созыв местного самоуправления был для Василия Чупровского нетривиально успешным: не только стал депутатом, но и занимался в местном самоуправлении комиссией по земельным вопросам. По состоянию на лето 2022 года информацию о прошлом созыве и соответствующей должности отца Василия можно было за несколько секунд найти на сайте Белогородской громады, но теперь по результатам онлайнового поиска - штиль.

Белогородка рядом с Житомирской трассой и совсем недалеко от Киева, соответственно привлекательна для новых строек, а значит, желающих приобрести землю, хватало. Поэтому хлопот у комиссии немало. Как за такой строительно-земельной заботой одновременно вдохновлять приходскую жизнь, пастырствовать и о литургии думать - кто знает.

Нет, не стоит думать, что господин Чупровский сначала занимался комиссией, а потом стал священником. Отец Василий был в Белогородке настоятелем храма ПЦУ (УПЦ Киевского патриархата до создания ПЦУ), руководителем зарегистрированного прихода в селе Бобрица и одновременно занимался упомянутой выше уважаемой комиссией. Ее актуальное название - Постоянная комиссия Белогородского сельского совета по вопросам коммунального имущества, земельных ресурсов, строительства и архитектуры.

В Белогородке говорят, что в конце 2022 года ту же комиссию возглавил другой священник ПЦУ, депутат от "Европейской солидарности" - отец Михаил Ткач (не путаем с известным журналистом). Однако на сайте территориальной общины сейчас указан председателем комиссии другой депутат от "Европейской солидарности": не заменили информацию или все-таки не возглавил?

Как бы ни было с комиссией, точно известно, что в действующем созыве отец Михаил - депутат местного самоуправления от партии "Европейская солидарность".

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-6

Священик ПЦУ Михаїл Ткач - депутат місцевого самоврядування в Білогородській територіальній громаді від політичної партії "Європейська солідарність". Джерело: сайт Білогородської ТГ

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-7

Благочинный Вишневского благочиния протоиерей Михаил Ткач (ПЦУ) на освящении храма иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Боярка Киевской области. Источник: Религиозная правда, 20.09.2021.

Храм отца Михаила неподалеку Белогородки. Местные рассказывают, что во время наземного наступления обеды по блокпостам он не развозил, но более-менее присутствовал: отец Михаил задействован в аренде земли и складов, поэтому важный человек для деловых и властных дел.  В открытых источниках можно увидеть перечень предприятий, связанных с Ткачом Михаилом Богдановичем.

Если в селе Святопетровское нет его тезки (именно от Святопетровского отец Михаил баллотировался в Белогородское самоуправление), то этот священник является учредителем ООО "Южный парк", основной вид деятельности которого "68.20 Предоставление в аренду и эксплуатацию собственного или арендованного недвижимого имущества". В уставный фонд этого предприятия человеком с именем Михаил Богданович Ткач внесено более 5 млн грн, в ООО "Пластикон" (город Вишневое Киевской области) - 350 тыс. грн.

В Свято-Михайловском приходе УПЦ не воспринимают Михаила Ткача как одиозную фигуру в событиях вокруг ее храма: в феврале этого года отец Михаил не был "в составе делегации в рясах, с болгаркой и приветствием "Здрасьте, москали"". Однако он и не остановил стремление отца Василия Чупровского оформить на себя юридическое лицо, а затем и недвижимость Свято-Михайловского прихода УПЦ, где верующие и духовенство десятками лет вкладывали любовь, силы и средства в обустройство своего храма.

Высоковероятно, что нетривиальные взаимоотношения с бизнесом были в Белогородке также у предыдущего настоятеля УПЦ: до 2012 года настоятелем Свято-Михайловского прихода был Василий Мотуз. В 2007 году Василий Михайлович Мотуз стал соучредителем ООО "ПБК "Голденбуд"" в Петропавловской Борщаговке - селе неподалеку от Белогородки (вряд ли это тезка отца Василия).

Но в июне 2012 года в жизни прихода произошли важные изменения: согласно Указу Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира настоятелем Свято-Михайловского прихода УПЦ в Белогородке стал Вячеслав Лазорик, который посвятил себя именно приходской жизни, а не бизнесу или политике.

К сожалению, государственная бюрократия осталась со старыми данными: в государственном реестре смену руководителя Свято-Михайловского прихода не отразили, что в итоге создало юридические сложности и подпитало отвратительные фейки. Пробелы или курьезы в юридических бумагах украинских религиозных организаций - обыденное дело (собственно, не только религиозных). Развитие правовой осведомленности граждан и качественного юридического сопровождения - один из вызовов.

К вопросам местного самоуправления Вячеслав Лазорик приобщался во внеполитическом формате, то есть от партий никогда не баллотировался и партийной принадлежности никогда не имел, но участвовал, когда его приглашали как настоятеля одного из местных приходов. Например, в 2020 году в состав Исполнительного комитета Белогородского совета VIII созыва вошли настоятели трех приходов - белогородские Василий Чупровский и Вячеслав Лазорик и Ярослав Черненький (ПЦУ) из Гнатовки.

Вот такой яркой и насыщенной является православная жизнь Белогородки. Местные священники ПЦУ в "Европейской солидарности" и "За будущее", УПЦ вне политики. Храмы УПЦ и ПЦУ в центре рядом (каждый верующий имеет выбор). Священник УПЦ со всей очевидностью не только не коллаборационист, но и был вместе с белогородчанами и другими защитниками тогда, когда было тяжелее всего.

При такой колоритной местной конфигурации неудивительно, что прихожане УПЦ не желали присоединяться к ПЦУ. Ведь для них ПЦУ закономерно ассоциируется с политикой и бизнесом, а УПЦ - с настоящей приходской жизнью и настоящим патриотизмом. Кто имеет другое мнение, он и так в ПЦУ - ведь храм ПЦУ в центре села, совсем рядом.

Однако в июне 2022 года Василий Чупровский вместе с однопартийцем от "За майбутнє" и бывшим коллегой по земельным решениям Максимом Зуевым организовывают "переход" прихода из УПЦ в ПЦУ. Выражаясь точно и без кавычек, имитацию перехода. Ряд документов и видеозапись собрания вместе четко указывают на то, что у прихожан была другая позиция (она является другой поныне).

Однако несмотря на наличие информации о желании Свято-Михайловского прихода УПЦ остаться в УПЦ, в течение декабря 2022 - января 2023 года Предстоятель ПЦУ и Киевская областная военная администрация вдруг "все подписали" об изменении подчиненности Свято-Михайловского прихода. Не потому ли, что с 1 декабря в стране новый политический курс в отношении православных вопросов?

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-8

В годовщину вторжения, утром 24 февраля 2023 года, господин Чупровский вместе с другими священниками ПЦУ с помощью болгарки проложил себе путь для молебна в храме УПЦ. Один из них поздоровался с взволнованными верующими УПЦ: "Здрасьте, москали". Священники и верующие УПЦ соответственно уже не смогли провести собственный запланированный молебен.

Среди священников ПЦУ, которые непрошенно посетили приход УПЦ, некоторые из верующих узнали отца Николая Салабая, который, как говорят, живет в Белогородке, а служит в Киеве на Подоле. Его авто, как и авто Василия Чупровского, поразило прихожан. В киевских кругах ПЦУ мне объясняют, что ничего удивительного - отец Николай не просто священник, но и бизнесмен. Однако в открытых реестрах на имя Салабая Николая Ивановича оформлен только Приход Рождества Христова на Подоле в Киеве и никакого бизнеса.

Никакого бизнеса не находишь в открытых реестрах и на имя Чупровского Василия Николаевича. Так почему же у священников такие солидные авто? Подарки благодарных состоятельных прихожан или членов семьи? "Побочные эффекты" политических связей?

На Василия Чупровского в Белогородке оформлен не только Приход Святых Двенадцати Апостолов, но и еще два прихода ПЦУ - Святого Николая Чудотворца и Святого Праведного Лазаря, которые в Белогородке найти не удалось, как и информации онлайн об их приходской жизни. Местные объясняют, что эти две существуют только на бумаге. И это кое-что говорит о статистике религиозных организаций Украины и соревновании Церквей в этой статистике.

Религиозные организации "на бумаге" встречаются в разных областях Украины и, конечно же, не только в ПЦУ, но сейчас речь идет о том, что происходит именно в Белогородке Киевской области.

Если посетить воскресную литургию ПЦУ в Белогородке, становится очевидным, что храм Святых Двенадцати Апостолов достаточно просторный. Нет оснований предполагать, что другие два прихода ПЦУ, в которых Чупровский указан руководителем, на самом деле существуют, но вынуждены служить литургии в светских помещениях. Более того, две минуты на авто от него - и увидите земельный участок, выделенный для строительства нового храма ПЦУ. Он на протяжении многих лет стоит просто с крестом, что вполне закономерно, учитывая количество верующих в храме Святых Двенадцати Апостолов.

Почему подробно останавливаюсь на этих деталях? Потому что не исключаю, что где-то могут прозвучать слова вроде: "В Белогородке у отца Василия Чупровского аж три прихода ПЦУ, а храм-то один! Верующим негде помолиться!" Позиционировать себя как строителя Поместной Церкви, имитируя статистику приходов или присваивая чужие храмы, некоторым людям в рясах значительно легче, чем ежедневно наполнять Поместную Церковь настоящей приходской жизнью и добрыми делами и строить новые храмы.

26 февраля 2023 года, впервые за десятки лет, в стенах Свято-Михайловского храма УПЦ не состоялось воскресное богослужение: после печальных событий с болгаркой полиция опломбировала помещение храма, пока ждут решения суда.

Тем временем "5 канал" создал ролик о том, что якобы в Белогородке прихожане "почти единодушно" проголосовали о переходе в ПЦУ и все документы в порядке, вот только "московские попы" не пускают в храм в такой важный день - 24 февраля - аж пришлось болгаркой прокладывать себе путь. "5 канал" забыл рассказать зрителям, что в десяти минутах ходьбы храм ПЦУ, где верующие ПЦУ могут свободно молиться и никто им не препятствует: это храм, где настоятелем является тот самый Василий Чупровский, который благодаря болгарке зашел в соседний храм УПЦ.

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-9

Свято-Михайловский храм УПЦ и Храм Святых Двенадцати Апостолов ПЦУ в Белогородке - оба в центре села, недалеко от Белогородского сельского совета (карта Google)

Зрители бывшего "канала честных новостей" так и не узнали, что на самом деле без доступа к храму 24 февраля остались те несколько сотен верующих УПЦ, которые своими подписями удостоверяли, что остаются в УПЦ, а 26 июня 2022 года молились в храме, чтобы Бог защитил их от беззакония, пока их сограждане на стадионе "Колос" голосовали за переход двух приходов УПЦ, хотя сами к этим приходам не принадлежали.

В далеком 2004 году в голову не приходило, что когда-то "5 канал" будет невозможно называть честным без кавычек. Но так уже не первый год. И вообще жажду за правдой и глубокой и честной журналистикой ощущаешь все чаще в волнах медийного пространства Украины.

Подсказки правовой системе

Сколько бы ни рассуждать о политике и религии в Белогородке, правовой системе нужны не размышления о вероятном, а факты. Какие документы и свидетельства могут подсказать правоохранительной системе и правосудию, что Свято-Михайловский приход в Белогородке желал остаться в УПЦ, а собрание на стадионе "Колос" 26 июня 2022 года на самом деле не было собранием Свято-Михайловского прихода УПЦ?

  • В уставе Свято-Михайловского прихода четко указано, как определяют членов религиозной общины (то есть прихода). Формулировки типичные для православных общин: это те, кто "достигли 18-летнего возраста, признают обязательность Устава об управлении УПЦ, регулярно участвуют в богослужении, исповедуются и причащаются, находятся в каноническом послушании настоятелю и не находятся под запретом, церковным или уголовным судом общей юрисдикции". Новых членов в состав Приходского собрания избирают на Приходском собрании (пункты 2.1 и 2.6 Устава Религиозной общины Свято-Михайловского прихода Киевской епархии УПЦ). Перечень членов прихода существует. И этот перечень имеет мало общего с перечнем лиц, зарегистрированных на собрании 26 июня 2022 года на стадионе "Колос". Более того, существуют документы, которыми засвидетельствовано желание прихода остаться в УПЦ. Обязательно ли учитывать устав прихода, стремясь понять, кто его члены? Согласно действующему законодательству, да, обязательно: "Членство в религиозной общине основывается на принципах свободного волеизъявления, а также на требованиях устава (положения) религиозной общины. Религиозная община по собственному усмотрению принимает новых и исключает существующих членов общины в порядке, установленном ее уставом (положением)" (статья 8 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях").
  • Собрание на стадионе полностью записано на видео от начала и до конца. На видео зафиксировано, как те же люди на стадионе почти единодушно голосуют относительно судьбы сразу двух приходов УПЦ: Свято-Михайловского и Свято-Николаевского. Но эти два прихода УПЦ на существенном расстоянии друг от друга - примерно 40 минут пешком, поэтому перечни членов этих двух общин УПЦ не могут быть тождественными (даже с поправкой на то, что храм Свято-Николаевского прихода еще не завершен, из-за чего богослужения в нем не такие регулярные, как в Свято-Михайловском).
  • На стадионе регистрировали всех, кто имел прописку в селе Белогородка или селе Шевченково и желал принять участие (это правовое творчество организаторов - устав прихода не требует именно такой прописки для членства). То есть верующих из соседнего прихода ПЦУ, до которого 10-15 минут пешком, тоже охотно регистрировали. Если поработать с перечнем голосов на стадионе, можно найти не одну алогичность. В частности голосовал за смену подчиненности с УПЦ на ПЦУ председательствующий на собрании Максим Зуев, который уже годами верующий ПЦУ и даже свой 50-летний юбилей праздновал в соседнем приходе ПЦУ. Для того, чтобы перейти из УПЦ в ПЦУ, для начала нужно быть в УПЦ. И никакого права определять судьбу соседнего прихода УПЦ верующие ПЦУ не имеют.

Максим Зуев, однопартиец и бывший коллега отца Василия Чупровского из ПЦУ в самоуправлении, в 2021 году празднует свой юбилей на приходе ПЦУ. Источник: Facebook.

На последних выборах в местное самоуправление господин Максим и отец Василий баллотировались от той же партии - "За будущее". А в предыдущем созыве, когда Василий Чупровский был депутатом, а Максим Зуев - сельским головой, были связаны решениями по земельным вопросам (именно в комиссии такого профиля работал Чупровский).

Каждый, кто знает сложность православной ситуации Украины, может с легкостью догадаться, что с представителями другой Церкви верующие-должностные лица общаются, проводят совместные мероприятия, сотрудничают, могут поздравить и с благодарностью принять поздравления, но вот ездят праздновать свой юбилей они, все же, в свой приход, а не другой церковной юрисдикции. Однако господин Максим не только вел собрание по изменению юрисдикции прихода с УПЦ на ПЦУ, но и проголосовал за переход соседнего прихода УПЦ в Церковь, в которой праздновал свой юбилей, и подписал бумаги как председательствующий на собрании. А Василия Чупровского Предстоятель ПЦУ назначит настоятелем "новопереведенного" прихода.

  • На видео зафиксировано, как во время собрания одна из самых активных участниц, которая рассказывает всем о важности смены подчиненности с УПЦ на ПЦУ, говорит настоятелю Свято-Михайловского прихода УПЦ: я Вас впервые вижу. Прихожанка впервые видит настоятеля, который в этом приходе с 2012 года? Согласно уставу религиозной общины, ее членами являются те, кто регулярно посещают богослужения и регулярно принимают причастие в этом приходе, а становятся членами благодаря решению общего собрания прихода, на котором председательствует настоятель. Поэтому прихожане знают своего настоятеля. Излишне говорить, активистка не была из этого прихода, но на видео можно увидеть, что у нее карточка для голосования и она проголосовала относительно судьбы прихода УПЦ.
  • Свято-Михайловский приход официально информировал Киевскую областную военную администрацию, что собрание на стадионе "Колос" не было собранием прихода. Вместо регистрации новой редакции устава, Киевская ОВА должна была бы обратиться в полицию с просьбой помочь установить факты, ведь ряд признаков указывали на то, что решения о переходе на этом приходе на самом деле не было.
  • Еще одна техническая деталь, которая в дополнение к упомянутому выше должна была бы подсказать Киевской ОВА, что что-то здесь не так: на поданных в Киевскую ОВА бумагах задекларирована дата собрания в декабре, зато датированы июнем подписи участников собрания, проголосовавших за переход (наличие таких подписей - обязательное требование согласно действующему законодательству).
  • Можно обратить внимание на количество верующих во время богослужения Свято-Михайловского прихода УПЦ, которое теперь проходит в подвальном помещении, вместо храма, который они любят и в котором создавали ту атмосферу, в которую им хотелось приходить снова и снова. Если приход единодушно хотел перейти (согласно бумагам, 380 за, 2 против, 1 воздержался), кто все эти многочисленные люди в подвальном помещении на воскресных литургиях отца Вячеслава Лазорика - настоятеля Свято-Михайловского прихода УПЦ?
  • Такие видео приход снимает каждое воскресенье. Если верующие хотели перейти, почему же они в подвале на богослужении хорошо известного им настоятеля из УПЦ, а не в 10 минутах ходьбы в храме ПЦУ? То, что верующие УПЦ в Белогородке выбирают богослужение в подвале с настоятелем из УПЦ вместо в храме с настоятелем из ПЦУ, говорит о православной ситуации села яснее тысячи слов в документах.
  • И если кто-то из правовой системы еще имеет какие-то внутренние сомнения, вы можете их развеять, посетив без предупреждения утренние воскресные богослужения УПЦ в подвале и ПЦУ в храме неподалеку: количество верующих на литургиях тоже говорит яснее тысячи слов в документах.

Стоит подчеркнуть: судьбу прихода может определять исключительно приход, а не все желающие с местной пропиской. Это азбука прав человека, свободы вероисповедания и уважения к правам религиозных меньшинств.

Представим, что в определенном населенном пункте есть Украинская Апостольская Православная Церковь (это не абстрактный пример - она официально функционирует), Древлеправославная Церковь Украины (тоже существует де-факто и де-юре), УПЦ и ПЦУ. Могут ли все, кто задекларирует себя православными в этом населенном пункте, собраться вместе и проголосовать, что все приходы отныне в ПЦУ? Конечно же, нет: это четыре разные религиозные общины и каждая из них может принимать решения исключительно в отношении самой себя, а не в отношении своих соседей. Более того, приходы одной юрисдикции тоже не могут принимать решения друг за друга - только в отношении самого себя, а не "пакетом". Например, рядом могут быть два прихода УПЦ, один из которых решил перейти в ПЦУ, а другой - нет.

Несмотря на все поразительные факты, из которых всем должно было бы быть очевидно, что настоящего перехода не было, вокруг событий в Белогородке не только сейчас транслируют фейки, но и распространяли их летом в преддверии собрания 26 июня. Дальнейшие воспоминания и размышления для тех, кто желает знать больше.

"Стадион так стадион": 25 июня 2022 года

Никогда не приходило в голову, что в настоящем украинском православии может быть знаковый стадион. Но им стал стадион "Колос", что рядом со Свято-Михайловским приходом УПЦ в Белогородке.

26 июня на этом стадионе под видеозапись я дала некоторые простые объяснения: устав УПЦ, законодательство об изменении подчиненности религиозной общины, важность признания, что верующие УПЦ тоже защищают Украину в ВСУ. Как оказалось, в этих словах нуждались не только верующие Свято-Михайловского прихода Белогородки, которые в это время молились в своем храме, чтобы Бог защитил их от беззакония, но и многие другие верующие и священники УПЦ, которые проходили через такие унижения и травлю, которым не место в сильном правовом государстве свободных солидарных людей. Из-за этого выступление правительницы на белогородском стадионе стало очень известным на ресурсах УПЦ.

После того был всплеск фейков: "Власть блокирует ПЦУ", "Все село хотело перейти, а она им не дает - таких ракета должна убивать", "Она не давала прихожанам в Бородянке перейти" (в соцсетях Белогородку не раз назвали Бородянкой, хотя Государственная служба по этнополитике и свободе совести (ГЭСС) никогда не работала в Бородянке с вопросами переходов).

Что на самом деле происходило? И как я оказалась на стадионе в Белогородке? Конечно, нечасто главы центральных органов исполнительной власти выступают на стадионах. Об этом - далее в этом рассказе.

Июнь 2022 года. Уже очевидно, что есть переходы и "переходы" - приход на самом деле не желает перейти, но появляются бумаги, будто бы перешел. Обычно в эпицентре событий выборные должностные лица, причем есть тенденция, из каких политических партий. Если "переход" удается оформить и приход УПЦ теряет доступ к храму, он собирается у кого-то дома или в офисе, то есть в частном пространстве.

Фактически в стране возникает сеть людей, многие из которых до недавнего времени открыто молились в своем храме за Украину и ее скорейшую победу, за своих родных на фронте, за раненых и погибших, а сейчас потеряли доступ к храму и оказались в частном пространстве с ощущением, что их государство, которое они защищают, не способно или просто не желает защитить их права. Это действительно опасные процессы, если нам нужна внутренняя стабильность и солидарность в условиях захватнической войны против нашей страны.

ДЕСС выезжает вместе с полицией на разные локации в Киевской области, чтобы точно понять, что именно не работает: что-то не так с законодательством или что-то не так с его интерпретацией. От этого зависит, как действовать дальше - разрабатываем ли мы изменения в законодательство или готовим разъяснения и рекомендации по действующим правовым нормам.

Первый совместный выезд был сделан сотрудником ГЭСС, который сам является верующим ПЦУ - порядочный человек, который возвращается шокированным: "Это делает моя Церковь..." Еще несколько месяцев он как христианин будет искать мира в душе - как остаться в своей Церкви после всего увиденного. Ход событий на том собрании имел мало общего как с верховенством права, так и с христианской любовью к ближнему.

В июне внимательно слушаю его рассказы и Нацполиции, но понимаю, что с такой сложностью ситуации стоит поехать хоть раз самой. Ритм работы Председателя ЦОИВ с понедельника по пятницу слишком перенасыщен, поэтому жду, когда будет вариант в субботу или воскресенье и поближе к Киеву, ведь в номинально выходные легче запланировать многочасовой выезд. В рабочем чате вскоре появляется сообщение о том, чего ждала - 26 июня, Белогородка. Это воскресенье и это рядом.

Многолетние исследовательские навыки обществоведа работой на госслужбе не приглушить. Поэтому накануне, 25 июня еду в Свято-Михайловский храм УПЦ: посмотреть объявления, поговорить с людьми на приходе. Так и познакомились с настоятелем Вячеславом Лазориком - он часто в храме.

Многолетние исследовательские навыки обществоведа работой на госслужбе не приглушить. Поэтому накануне, 25 июня еду в Свято-Михайловский храм УПЦ: посмотреть объявления, поговорить с людьми на приходе. Так и познакомились с настоятелем Вячеславом Лазориком - он часто в храме.

Жизнь полна совпадений, которые умышленно не придумаешь. Через несколько минут после моего появления на территорию храма заезжает депутат от "За майбутнє" Максим Зуев - он должен вести завтрашнее собрание на стадионе, посвященное переходу из УПЦ в ПЦУ. Хочет поговорить с настоятелем. Это его родное село. Раньше он был сельским головой: он знает многих и многие знают его.

Расспрашивает настоятеля и меня о нынешнем статусе УПЦ. Объясняю ему законодательство об изменении подчиненности религиозных общин.

- А Вы могли бы это объяснить завтра во время собрания? - спрашивает меня Максим Зуев.

- Если считаете это целесообразным. Не думаю, что в той атмосфере кто-то будет воспринимать информацию, но если пригласите к слову, я выступлю.

Мои ожидания скептические: такие собрания проходят в эмоциональной атмосфере с заранее известным результатом, поэтому участникам не до разъяснений. А то, что это не собрание Свято-Михайловского прихода УПЦ, уже очевидно из формулировок в объявлении, которое мне показывают. В частности красноречива его подпись: "инициативная группа членов религиозной общины сел Белогородка и Шевченково". Даже в одной только Белогородке несколько религиозных общин разных юрисдикций (по меньшей мере две зарегистрированные юридические лица ПЦУ и по меньшей мере две УПЦ). Поэтому одна религиозная община на два села в контексте Белогородки и Шевченково - это юридический нонсенс и поразительная алогичность.

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-12

Мое впечатление, с которым, видимо, Максим Зуев никогда не согласится публично из соображений политической осторожности: ему, как бывшему сельскому голове и нынешнему депутату, запланированное собрание было не по душе. Устраивать в родной Белогородке крики, слезы и замки на храме ему, видимо, не хотелось. Он слишком хорошо знал, что настоятель из УПЦ авторитетный и на приходе все в порядке. Но что-то его заставляло.

На тот момент я еще не знала, что господин Максим и отец Василий из ПЦУ баллотировались от одной партии, а в свое время вместе погружались в решение о выделении земель. Об этом я узнаю уже завтра - после собрания на стадионе 26 июня - и тогда все станет понятным.

Что ж, до встречи на стадионе.

"Стадион так стадион": 26 июня 2022 года

Утро 26 июня в Белогородке. В Свято-Михайловском храме УПЦ много людей. Все не помещаются. Однако такое впечатление, что к этому привыкли: слаженно одни заходят, другие выходят - чтобы все смогли причаститься. Никто не руководит движением людей - они сами знают, что делают.

С определенного момента звучит молитва, чтобы Бог защитил их от беззакония. Смотрю на печальные глаза людей. Если вы хоть раз увидите взгляд верующих, которые понимают, что сейчас у них попытаются отобрать храм и что у многих приходов уже отобрали, вы вряд ли когда-то забудете этот взгляд. Нет, это не российская пропаганда. Это неудобная правда украинского православия.

Тем временем на стадионе регистрируются и получают карточки для голосования. Почти никто из храма на стадион не идет, они продолжают молиться. Примерно одинаковое количество людей в храме и на стадионе.

Начинается собрание. Эмоциональные выступления о "страшной и опасной" УПЦ и "правильной" ПЦУ. Цитируют фейсбук-страницу Евстратия Зори - тогда еще архиепископа ПЦУ, теперь уже митрополита.

Одна из самых ярых активисток, рассказав, какая страшная УПЦ и ее духовенство, признается, что впервые видит настоятеля белогородского храма УПЦ. Того самого Вячеслава Лазорика, который опекает приход с 2012 года.

Люди из двух соседних приходов Белогородки - УПЦ и ПЦУ - до недавнего времени жили в мире. Одинаковые проблемы, единая боль войны, общие надежды на скорейшую победу. Теперь их поделили на правильных и неправильных украинцев. Дальше они пересекутся в школе, больнице, на рынке, в магазине. Атмосфера в селе уже никогда не будет такой, как до этого собрания. И от этого больно.

Глядя на накал эмоций, какое-то мгновение колеблюсь, стоит ли выступать. Мои вчерашние ожидания подтверждаются: это не та атмосфера, в которой есть шансы объяснить, что судьбу прихода может определять исключительно приход, а не любой, кто живет неподалеку и пришел с паспортом на стадион. Но отказаться от выступления - это то же самое, когда на глазах у Уполномоченного по правам человека будут нарушать права человека, а она будет молчать, потому что так безопаснее и удобнее для нее.

В моем мировоззрении кое к чему морально обязывают присяга госслужащего, возглавление госоргана по вопросам свободы мировоззрения и вероисповедания, как и должность Вице-председателя Руководящего комитета Совета Европы по антидискриминации, разнообразию и инклюзии, на которую страны-члены избрали меня тайным голосованием.

Смотрю на видеокамеру и понимаю, что выступать надо не столько для людей на стадионе, сколько для людей в храме, из которых сейчас рисуют "неправильных украинцев" и которые могут потерять веру в справедливость в своем государстве.

- Я таки выступлю, когда пригласят. Если обойдется без яиц и помидоров, мне повезло, - тихо говорю полицейским рядом.

- Наш сотрудник пойдет с Вами, - задумчиво говорит полковник Нацпола, критически оценивая ситуацию на стадионе. Он там с той же целью, что и я - проанализировать, как вытянуть такие "белогородки" из абсурда в поле верховенства права.

На тот момент я уже знала о том, как на разных приходах случалось самое отвратительное: когда из храмов грубо, с криками о "московских попах" и "московитах", выгоняли семьи погибших или тяжело раненых защитников и защитниц Украины. То есть семьи тех людей, которые ценой собственной жизни и здоровья защищали всех нас на передовой. Они защитили своей жизнью в том числе и тех, кто 26 июня живы на стадионе "Колос" с карточками для голосования.

Для меня аксиома, что каждая семья, чьи родные потеряли жизнь или здоровье на передовой, должна чувствовать уважение, благодарность и поддержку украинского общества, а не травлю. Возможно, именно поэтому никогда не жалела о выступлении в Белогородке. Возможно, именно поэтому меня не слишком впечатлило скандирование "позор": в этот момент я просто думала о тех людях из УПЦ, которые погибли или искалечены на передовой, и об их родных. У каждого из нас - живых и здоровых - свой долг и свой долг перед ними.

- Ты понимаешь, что теперь можно начинать отсчет до твоего завершения работы на должности? - спросил меня кое-кто через пару дней после выступления, насмотревшись на ненависть и фейки онлайн. - Это все равно, что бросаться под бронепоезд: и себя уничтожить, и поезд не остановить. Сейчас запрос общественности: осудить УПЦ, призвать к переходу в ПЦУ. А ты о законности и о погибших верующих УПЦ на передовой.

- Должность можно сменить, а совесть одна на всю жизнь, - пожимаю плечами в ответ.

"Украинцем надо быть! И на своем месте!" - раздраженно бросил мне Василий Чупровский после собрания 26 июня на стадионе "Колос", торопясь к своему респектабельному авто (в народе о таком говорят "большой черный джип"). На самом деле прежде всего всем нам стоит быть порядочными людьми. А раз уж оделись в священническое одеяние, то важно быть христианином. Заповеди "не лжесвидетельствуй", "не укради" и "возлюби ближнего своего" касаются всех христиан, и особенно тех, кто в рясах.

О национальной безопасности

К сожалению, в Украине уже немало таких "белогородок": населенных пунктов, где организованы искусственные столкновения между украинцами, которые любят свою страну и свою Церковь, которые борются против нападения России и могли бы мирно жить рядом. Общее горе сближает, опасность объединяет. В условиях человечного отношения друг к другу у украинских православных Церквей был уникальный исторический шанс на сближение, но им бездумно воспользовались для построения высшей стены разделения.

В 2022 году Украина удивила мир отвагой и солидарностью. Помню, как меня спрашивали коллеги из стран Балтии: "Как вам удалось сформировать политическую нацию? Столь разные люди стали на защиту Украины! Они говорят на разных языках, у них разные идентичности, разные взгляды и все они за Украину".

Объяснила, что разные люди чувствовали возможности для самореализации в Украине: наряду со всеми проблемами и несовершенствами нашего общества было ощущение сети пространств свободы. Было пространство для инициатив и формирования сообществ, где можно быть собой. И благодаря этому есть, что и кого защищать в Украине, какими бы разными мы ни были. Мы могли спорить о том, что в Украине не так и какой ей стоит быть, но даже сам факт, что у каждого был голос и возможность открыто спорить, резко контрастировал с тем, что происходило в России.

Помню, как в первые недели полномасштабного вторжения мы в ГЭСС (Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести) вместе с коллегами из СБУ под звуки сирен и ПВО переживали, не получится ли так, что спецслужбам России таки удастся сыграть на определенной религиозной или этнической общности? В частности и переживали относительно ситуации с УПЦ. Однако довольно быстро стало очевидным, что позиции граждан Украины связаны скорее с количеством просмотров российского телевидения по спутниковой связи, чем с их религиозной или этнической идентичностью, или языковыми практиками.

Мы в конце концов вздохнули с облегчением: удивительная солидарность разнообразных сообществ Украины в сопротивлении агрессору стала лучшим свидетельством того, что, несмотря на все вызовы, кое-что все-таки удалось в государственной политике единства в разнообразии. Все в Украине чувствовали себя дома и не заглядывали за границы, где бы кого захватить, но из России на нас напали с причудливыми лозунгами, что якобы "освобождают" и якобы защищаются от нашего потенциального нападения.

Чувствовать себя дома, иметь пространство свободы быть собой и воплощать собственные инициативы, иметь возможность свободно полемизировать - это неотъемлемые аспекты общества свободных людей, которые способны солидаризироваться перед лицом опасности, сколько бы они ни спорили между собой и в чем бы ни ошибались перед тем. Все эти компоненты - это неотъемлемые аспекты национальной безопасности.

По состоянию на апрель 2022 года стало отчетливо заметно, что стремление многих верующих и священников УПЦ отмежеваться от главы РПЦ Кирилла редко результирует в желание присоединиться к ПЦУ. Почему в Украине два крупных православных объединения, а не одно, и почему их объединение в одну структуру крайне маловероятно даже в условиях агрессии РФ и попыток использования православия для идеологического содействия нападению на Украину, невозможно объяснить несколькими словами. Это комплекс причин и об этом нужно писать отдельную статью.

Однако важно признать реальность: многочисленные украинцы в УПЦ любят свою Церковь и Украину. И никакие агрессивные нарративы о "преступной московской церкви в Украине" не изменят их мнение, потому что не имеют ничего общего с реальностью ни Свято-Михайловского прихода УПЦ в Белогородке, ни многих других приходов УПЦ.

Унижение, травля, клевета, лишение храмов не вдохновляет присоединиться, а тем более это отнюдь не способ изменить взгляды глубоко верующего человека. Когда приход теряет возможность пользоваться своим храмом, он не исчезает: верующие собираются на богослужение в другом месте, преимущественно в частном пространстве, поскольку их лишили возможности быть в публичном. И у них есть закономерная боль от ощущения несправедливости и неправды, от потери собственного пространства свободы. Такие тенденции не укрепляют нацбезопасность - они ее ослабляют.

Более того, в публичном пространстве религиозные сообщества открыты: без проблем можно посетить храм УПЦ и услышать, о чем на самом деле проповедуют и какие песни поют. И тогда можно принять меры в тех случаях, когда действительно имеют место опасные нарративы. Зато вытеснение верующих и духовенства из публичного пространства в частное формирует закрытые сообщества. И это тоже важно осознавать в контексте национальной безопасности.

Вместо эпилога

Возможно, когда-нибудь в украинских православных сообществах будут разработаны понятные правила, которые не такие уж и исключительные для современного христианства: духовенство не баллотируется на выборах и не принадлежит к политическим партиям; разумные ограничения относительно стоимости автотранспорта священнослужителей и их бизнес-деятельности.

В идеальной картине мира многих людей Церковь - это то пространство общения, где можно учиться любви, мудрости и правдивому отношению, задуматься о вечности и бесконечности, разделить с другими радостные моменты своей жизни и получить поддержку в трудные, поделиться сомнениями и найти ответы. Это не политически-бизнесовые клубы, не ячейки языка вражды по отношению к согражданам, не источники сфальсифицированных документов или лжи в СМИ. Надеюсь, относительно этого может быть консенсус ПЦУ, УПЦ, органов государственной власти и более широкого общества.

К сожалению, сегодня Белогородка и "белогородки" - это не тот случай, когда можно уверенно сказать: "Эксцессы на местах. А если бы Предстоятель ПЦУ знал..." Документы Белогородки подписаны Предстоятелем ПЦУ. Еще летом писала и звонила ему, пробовала пообщаться во время встречи о Белогородке и "белогородках". Надеялась, что ему будет больно за такую ситуацию с точки зрения и христианских ценностей, и общечеловеческих, и репутации ПЦУ в глазах украинцев и мира.

"Все переходы происходят мирно, свободно и законно, а кто говорит иначе, то российская пропаганда", - так можно подытожить мое поражение обсудить проблему "белогородок".

Этот материал будет отправлен Предстоятелю ПЦУ. И у него в очередной раз будет шанс засвидетельствовать, каковы человеческие и христианские ценности в ПЦУ. Сделает ли он акцент на заповедях "Не лжесвидетельствуй" и "Возлюби ближнего своего как самого себя"? Найдет ли способ прекратить безумие хотя бы в Белогородке и вернуть верующим УПЦ доступ к их храму, объяснив отцу Василию Чупровскому, что Поместную Церковь строят на заповедях Христовых, а не на лжи и насилии? Будет ли готов наконец спокойно и внимательно пообщаться о переходах и "переходах"?

Мне не нужна должность Председателя ГЭСС для того, чтобы объяснить ему или кому-либо другому эту проблему. Как и не нужна для того, чтобы собрать группу священников УПЦ, которые расскажут о своих "белогородках" всем, кто готов услышать и понять.

Это также испытание для священников ПЦУ. Некоторые из них знают о проблеме "переходов" - именно переходов в кавычках, а не настоящих. В частных разговорах с глазу на глаз не раз слышала сожаление по поводу этой ситуации от порядочных священников ПЦУ. Однако как только собеседников больше двух, такое услышать почти невозможно.

Будут ли они и дальше молчать, или обратятся к руководству ПЦУ с призывом о том, что Поместная Церковь Украины должна служить примером доброго и правдивого отношения к людям? Возможно, в частности скажут, что им больно видеть на видео людей в духоте белогородского подвала вместо храма, который по праву их? Ведь храм ПЦУ всего в 10 минутах ходьбы и в нем достаточно пространства во время воскресных богослужений.

"По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоанна 13:35, Цит. по изданию Украинского Библейского Общества: Библия. Современный перевод с древнееврейского и древнегреческого языков. Первое издание. - УБО. - Киев, 2021. - С. 1021.). Без этих библейских слов невозможно понять сложное настоящее украинского православия и иметь шансы на позитивные сценарии его будущего.

Заглавная фотография: Настоятель Свято-Михайловского прихода УПЦ протоиерей Вячеслав Лазорик во время литургии. Белогородка, 5.02.2023

Источник

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Новини Біла Церква #Новини БЦ #біла церква новини сьогодні #Олена Богдан
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
Силовая алюминиевая крышка кузова для пикапа любой модели от производителя. Надёжная, герметичная, прочная, практичная. Производится по индивидуальной технологии, из качественных материалов разных модификаций учитывая потребности в использовании. Гарантия
13:39, 16 августа
108