• Главная
  • Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности
11:12, 10 апреля 2023 г.

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-1

Елена Богдан - председатель Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести в 2020-2022 годах, вице-председатель Руководящего комитета Совета Европы по вопросам антидискриминации, разнообразия и инклюзии в 2021-2022 годах.

Вместо пролога

Если попросить православного человека помечтать об идеале украинского духовенства, что он представит? Уверена, что не политические или бизнес-альянсы, не хамство, не унижение, не ложь. От духовенства ожидают примера правдивого отношения с любовью, взвешенности и мудрости, заботы о тех, кому тяжелее всего. Однако реалии всегда были значительно сложнее мечты.

24 февраля 2023 года, Белгородка, Киевская область: "Здрасьте, москали", - говорит человек в священническом одеянии украинским гражданам возле их храма в трагическую годовщину полномасштабного вторжения (к слову, украиноязычным украинским гражданам).

Непростые траектории украинского православия изначально были составляющей циничной мозаики неправды, которой спикеры Кремля пытались оправдать то, чему не может быть оправдания - вторжение Российской Федерации в Украину. Поэтому о ситуациях, которые остро подсвечивают реальные проблемы и на которых кто-то мог бы потребовать сыграть в Москве, долго не хотелось говорить публично. И сейчас не хочется давать шанс на злоупотребление неудобной правдой российским захватчикам, которые убивают, калечат и разрушают.

Однако пока одни изо всех сил сдерживаются, чтобы не говорить публично о проблемах, другие в Украине считают, что в водовороте трагедий войны можно пренебрегать принципом верховенства права, игнорировать одну из ключевых заповедей "не лжесвидетельствуй", унижать и травить своих сограждан - и выдавать это все за патриотизм. Некоторые не чувствуют диссонанса, когда священники баллотируются от политических партий и возглавляют в местном самоуправлении комиссию по вопросам земельных ресурсов. И действительно, разве так сложно думать одновременно о пастырской опеке, литургии и... распределении земли с соснами под Киевом? И разве кого-то должна смущать предвыборная фотография, где священнический наряд совмещен с названием политической партии?

Сегодня дальнейшее молчание ощущается уже как жалость к своей стране, а не забота о ней. Более того, когда не прилагаем усилий для преодоления нелепости и непорядочности в своем обществе, становимся их молчаливыми соучастниками. В Украине нам нужна свобода и правда под сине-желтым флагом, а не господство людей, которые, играя на патриотических чувствах измученных и израненных войной украинцев, наполняют нашу страну ложью и правовым беспределом.

Понять ситуацию в Белогородке и вернуть ее в адекватное правовое поле - один из шагов для вывода украинского православия в ту реальность, где имеют значение правда и право, настоящий, а не мнимый патриотизм, а это, в свою очередь, неотъемлемая часть национальной безопасности. К сожалению, таких "белогородок" - сел и городков с подобными проблемами - уже много.

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-2

Свято-Михайловский приход УПЦ в Белогородке Киевской области уже более месяца вынужденно проводит литургии в подвальном помещении вместо своего храма. Фотография: Свято-Михайловский приход УПЦ

Древний Белгород и современная Белогородка

Городок Белогородка Бучанского района Киевской области (в давние времена Белгород) совсем рядом с Киевом. Здесь мало что сохранилось со времен Киевской Руси, когда в Белгороде была расположена одна из древнейших епархий Киевской митрополии Православной Церкви. В те давние времена Киев и соседний Белгород были на юге Киевской митрополии, а не севере, как в современной Украине; остальная ее территория простиралась далеко на север.

Сегодня Белогородка является центром Белогородской территориальной общины, объединяющей десять населенных пунктов с общим населением 24 547 человек; в самой Белогородке проживает 12 895 человек - так указано на сайте ОТО.

В центре современной Белогородки два православных храма разных церковных юрисдикций. Между ними 10 минут пешком. До июня 2022 года приходы мирно сосуществовали и жили каждый своей жизнью, а у белогородчан была возможность свободно выбрать. Хочешь быть в другой православной Церкви? 10-15 минут пешком - и ты в ее храме.

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-3

Свято-Михайловский храм УПЦ в Белогородке

Храм Святых Двенадцати Апостолов ПЦУ в Белогородке. Фотография с карты Google

Когда было тяжелее всего

Белогородка едва уцелела весной во время наступления на Киев. Совсем немного дальше - все в руинах. Еще немного дальше - и оккупация. Бахало над Белогородкой так, что мало кто выдерживал: многие жители выехали. Через село летали снаряды градов.

Вместо того, чтобы бежать из Белогородки, вечером 25 февраля 2022 года настоятель Свято-Михайловского храма отец Вячеслав Лазорик с женой вернулись из Западной Украины. Были вместе, молились, не знали, будут ли живы в следующий момент, но не убегали. Если на приходе есть люди, священник должен оставаться с приходом. Отец Вячеслав с этим приходом уже 10 лет.

В подвальном помещении трапезной Свято-Михайловского храма и воскресной школы жили до 40 человек. На кухне прихожане готовили еду для защитников. Ежедневно отец Вячеслав с женой развозили обеды от прихода на блокпосты.

"Вы хорошо молитесь, отец. У нас никто не погиб. Несколько раненых, но все живы", - скажут защитники на позициях вблизи Белогородки, когда россияне отойдут от Киева. Однажды гибель была очень близко: вражеская ракета попала рядом с блиндажем. Но чудом не разорвалась - застряла в скале и не взорвалась. Кто-то из местных скажет, что это совпадение. А кто-то - что это чудо Господне благодаря молитвам.

Когда Киев и Белогородка стали оживать, Свято-Михайловский приход Белогородки снова и снова помогал и военным, и гражданским. Недавно отец Вячеслав ездил с гуманитарной помощью в Бахмут. Такие приходы наполняют Украину настоящим, а не мнимым патриотизмом.

Неудобный аспект для некоторых из тех, кто мало знает о настоящей приходской жизни православных Украины: отец Вячеслав - священник Украинской Православной Церкви (УПЦ). Той самой "страшной" УПЦ, к которой так часто добавляют "МП". Многие называют ее "Московским патриархатом" или "РПЦ в Украине", несмотря на многочисленные возражения со стороны многих священников и верующих самой УПЦ.

Терминологически ситуация действительно непростая. С тех пор как Украина стала независимым государством после распада СССР и в УПЦ граждане Украины решения относительно церковной жизни принимают в Украине (в частности, назначение духовенства происходит в Украине), с 1990 года ее официальное название именно УПЦ и с тех пор оно не менялось. Однако в международном православном измерении, то есть с точки зрения Вселенского православия, ситуация по меньшей мере деликатная: поместные православные Церкви других стран все признают УПЦ как Украинскую Церковь, соединенную с ними через РПЦ, а РПЦ считает УПЦ своей канонически неотъемлемой составляющей, хотя и административно независимой.

Свято-Михайловский приход УПЦ в Белогородке украиноязычный. Проповеди на украинском, богослужения на церковнославянском. Московского патриарха Кирилла прекратили упоминать во время богослужений еще в 2014 году. Приход не чувствует себя Московским патриархатом. А если бы чувствовал, то это было бы интересное сочетание идентичностей и обстоятельств: украиноязычный Московский патриархат на защите Украины под обстрелами российских градов? И таких приходов УПЦ по Украине немало.

По соседству - всего 10 минут пешком - Храм Святых Двенадцати Апостолов Православной Церкви Украины (ПЦУ), то есть той, на которую в Украине возложено столько надежд как на поместную Церковь Украины. В начале марта 2022 года, когда опасность была наибольшая, настоятель этого храма отец Василий Чупровский уехал и вернулся ближе к Пасхе, когда опасность миновала, - так рассказывают в Белогородке.

Вне политики и бизнеса?

Где бы ни был во время наземной атаки на Киев Василий Чупровский, в Белогородке или где-то еще, в селе он известен не только тем, что на него оформлено несколько юридических лиц - религиозных организаций. В местное самоуправление действующего созыва отец Василий баллотировался от партии "За будущее" (не прошел).

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-4

Священник ПЦУ Василий Чупровский во время выборов в местное самоуправление 2020 года. Источник: Facebook-страница "Политическая партия "За майбутнє" - Белогородская ОТГ", пост 17.10.2020

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-5

Информация о священнике ПЦУ Василии Чупровском во время выборов в местное самоуправление 2020 года. Предвыборное партийное представление с акцентом на человечности выглядит подчеркнуто лицемерно в контексте событий в Белогородке. Источник: Facebook-страница "Политическая партия "За майбутнє" - Белогородская ОТГ", пост 17.10.2020

Однако предыдущий созыв местного самоуправления был для Василия Чупровского нетривиально успешным: не только стал депутатом, но и занимался в местном самоуправлении комиссией по земельным вопросам. По состоянию на лето 2022 года информацию о прошлом созыве и соответствующей должности отца Василия можно было за несколько секунд найти на сайте Белогородской громады, но теперь по результатам онлайнового поиска - штиль.

Белогородка рядом с Житомирской трассой и совсем недалеко от Киева, соответственно привлекательна для новых строек, а значит, желающих приобрести землю, хватало. Поэтому хлопот у комиссии немало. Как за такой строительно-земельной заботой одновременно вдохновлять приходскую жизнь, пастырствовать и о литургии думать - кто знает.

Нет, не стоит думать, что господин Чупровский сначала занимался комиссией, а потом стал священником. Отец Василий был в Белогородке настоятелем храма ПЦУ (УПЦ Киевского патриархата до создания ПЦУ), руководителем зарегистрированного прихода в селе Бобрица и одновременно занимался упомянутой выше уважаемой комиссией. Ее актуальное название - Постоянная комиссия Белогородского сельского совета по вопросам коммунального имущества, земельных ресурсов, строительства и архитектуры.

В Белогородке говорят, что в конце 2022 года ту же комиссию возглавил другой священник ПЦУ, депутат от "Европейской солидарности" - отец Михаил Ткач (не путаем с известным журналистом). Однако на сайте территориальной общины сейчас указан председателем комиссии другой депутат от "Европейской солидарности": не заменили информацию или все-таки не возглавил?

Как бы ни было с комиссией, точно известно, что в действующем созыве отец Михаил - депутат местного самоуправления от партии "Европейская солидарность".

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-6

Священик ПЦУ Михаїл Ткач - депутат місцевого самоврядування в Білогородській територіальній громаді від політичної партії "Європейська солідарність". Джерело: сайт Білогородської ТГ

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-7

Благочинный Вишневского благочиния протоиерей Михаил Ткач (ПЦУ) на освящении храма иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Боярка Киевской области. Источник: Религиозная правда, 20.09.2021.

Храм отца Михаила неподалеку Белогородки. Местные рассказывают, что во время наземного наступления обеды по блокпостам он не развозил, но более-менее присутствовал: отец Михаил задействован в аренде земли и складов, поэтому важный человек для деловых и властных дел.  В открытых источниках можно увидеть перечень предприятий, связанных с Ткачом Михаилом Богдановичем.

Если в селе Святопетровское нет его тезки (именно от Святопетровского отец Михаил баллотировался в Белогородское самоуправление), то этот священник является учредителем ООО "Южный парк", основной вид деятельности которого "68.20 Предоставление в аренду и эксплуатацию собственного или арендованного недвижимого имущества". В уставный фонд этого предприятия человеком с именем Михаил Богданович Ткач внесено более 5 млн грн, в ООО "Пластикон" (город Вишневое Киевской области) - 350 тыс. грн.

В Свято-Михайловском приходе УПЦ не воспринимают Михаила Ткача как одиозную фигуру в событиях вокруг ее храма: в феврале этого года отец Михаил не был "в составе делегации в рясах, с болгаркой и приветствием "Здрасьте, москали"". Однако он и не остановил стремление отца Василия Чупровского оформить на себя юридическое лицо, а затем и недвижимость Свято-Михайловского прихода УПЦ, где верующие и духовенство десятками лет вкладывали любовь, силы и средства в обустройство своего храма.

Высоковероятно, что нетривиальные взаимоотношения с бизнесом были в Белогородке также у предыдущего настоятеля УПЦ: до 2012 года настоятелем Свято-Михайловского прихода был Василий Мотуз. В 2007 году Василий Михайлович Мотуз стал соучредителем ООО "ПБК "Голденбуд"" в Петропавловской Борщаговке - селе неподалеку от Белогородки (вряд ли это тезка отца Василия).

Но в июне 2012 года в жизни прихода произошли важные изменения: согласно Указу Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира настоятелем Свято-Михайловского прихода УПЦ в Белогородке стал Вячеслав Лазорик, который посвятил себя именно приходской жизни, а не бизнесу или политике.

К сожалению, государственная бюрократия осталась со старыми данными: в государственном реестре смену руководителя Свято-Михайловского прихода не отразили, что в итоге создало юридические сложности и подпитало отвратительные фейки. Пробелы или курьезы в юридических бумагах украинских религиозных организаций - обыденное дело (собственно, не только религиозных). Развитие правовой осведомленности граждан и качественного юридического сопровождения - один из вызовов.

К вопросам местного самоуправления Вячеслав Лазорик приобщался во внеполитическом формате, то есть от партий никогда не баллотировался и партийной принадлежности никогда не имел, но участвовал, когда его приглашали как настоятеля одного из местных приходов. Например, в 2020 году в состав Исполнительного комитета Белогородского совета VIII созыва вошли настоятели трех приходов - белогородские Василий Чупровский и Вячеслав Лазорик и Ярослав Черненький (ПЦУ) из Гнатовки.

Вот такой яркой и насыщенной является православная жизнь Белогородки. Местные священники ПЦУ в "Европейской солидарности" и "За будущее", УПЦ вне политики. Храмы УПЦ и ПЦУ в центре рядом (каждый верующий имеет выбор). Священник УПЦ со всей очевидностью не только не коллаборационист, но и был вместе с белогородчанами и другими защитниками тогда, когда было тяжелее всего.

При такой колоритной местной конфигурации неудивительно, что прихожане УПЦ не желали присоединяться к ПЦУ. Ведь для них ПЦУ закономерно ассоциируется с политикой и бизнесом, а УПЦ - с настоящей приходской жизнью и настоящим патриотизмом. Кто имеет другое мнение, он и так в ПЦУ - ведь храм ПЦУ в центре села, совсем рядом.

Однако в июне 2022 года Василий Чупровский вместе с однопартийцем от "За майбутнє" и бывшим коллегой по земельным решениям Максимом Зуевым организовывают "переход" прихода из УПЦ в ПЦУ. Выражаясь точно и без кавычек, имитацию перехода. Ряд документов и видеозапись собрания вместе четко указывают на то, что у прихожан была другая позиция (она является другой поныне).

Однако несмотря на наличие информации о желании Свято-Михайловского прихода УПЦ остаться в УПЦ, в течение декабря 2022 - января 2023 года Предстоятель ПЦУ и Киевская областная военная администрация вдруг "все подписали" об изменении подчиненности Свято-Михайловского прихода. Не потому ли, что с 1 декабря в стране новый политический курс в отношении православных вопросов?

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-8

В годовщину вторжения, утром 24 февраля 2023 года, господин Чупровский вместе с другими священниками ПЦУ с помощью болгарки проложил себе путь для молебна в храме УПЦ. Один из них поздоровался с взволнованными верующими УПЦ: "Здрасьте, москали". Священники и верующие УПЦ соответственно уже не смогли провести собственный запланированный молебен.

Среди священников ПЦУ, которые непрошенно посетили приход УПЦ, некоторые из верующих узнали отца Николая Салабая, который, как говорят, живет в Белогородке, а служит в Киеве на Подоле. Его авто, как и авто Василия Чупровского, поразило прихожан. В киевских кругах ПЦУ мне объясняют, что ничего удивительного - отец Николай не просто священник, но и бизнесмен. Однако в открытых реестрах на имя Салабая Николая Ивановича оформлен только Приход Рождества Христова на Подоле в Киеве и никакого бизнеса.

Никакого бизнеса не находишь в открытых реестрах и на имя Чупровского Василия Николаевича. Так почему же у священников такие солидные авто? Подарки благодарных состоятельных прихожан или членов семьи? "Побочные эффекты" политических связей?

На Василия Чупровского в Белогородке оформлен не только Приход Святых Двенадцати Апостолов, но и еще два прихода ПЦУ - Святого Николая Чудотворца и Святого Праведного Лазаря, которые в Белогородке найти не удалось, как и информации онлайн об их приходской жизни. Местные объясняют, что эти две существуют только на бумаге. И это кое-что говорит о статистике религиозных организаций Украины и соревновании Церквей в этой статистике.

Религиозные организации "на бумаге" встречаются в разных областях Украины и, конечно же, не только в ПЦУ, но сейчас речь идет о том, что происходит именно в Белогородке Киевской области.

Если посетить воскресную литургию ПЦУ в Белогородке, становится очевидным, что храм Святых Двенадцати Апостолов достаточно просторный. Нет оснований предполагать, что другие два прихода ПЦУ, в которых Чупровский указан руководителем, на самом деле существуют, но вынуждены служить литургии в светских помещениях. Более того, две минуты на авто от него - и увидите земельный участок, выделенный для строительства нового храма ПЦУ. Он на протяжении многих лет стоит просто с крестом, что вполне закономерно, учитывая количество верующих в храме Святых Двенадцати Апостолов.

Почему подробно останавливаюсь на этих деталях? Потому что не исключаю, что где-то могут прозвучать слова вроде: "В Белогородке у отца Василия Чупровского аж три прихода ПЦУ, а храм-то один! Верующим негде помолиться!" Позиционировать себя как строителя Поместной Церкви, имитируя статистику приходов или присваивая чужие храмы, некоторым людям в рясах значительно легче, чем ежедневно наполнять Поместную Церковь настоящей приходской жизнью и добрыми делами и строить новые храмы.

26 февраля 2023 года, впервые за десятки лет, в стенах Свято-Михайловского храма УПЦ не состоялось воскресное богослужение: после печальных событий с болгаркой полиция опломбировала помещение храма, пока ждут решения суда.

Тем временем "5 канал" создал ролик о том, что якобы в Белогородке прихожане "почти единодушно" проголосовали о переходе в ПЦУ и все документы в порядке, вот только "московские попы" не пускают в храм в такой важный день - 24 февраля - аж пришлось болгаркой прокладывать себе путь. "5 канал" забыл рассказать зрителям, что в десяти минутах ходьбы храм ПЦУ, где верующие ПЦУ могут свободно молиться и никто им не препятствует: это храм, где настоятелем является тот самый Василий Чупровский, который благодаря болгарке зашел в соседний храм УПЦ.

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-9

Свято-Михайловский храм УПЦ и Храм Святых Двенадцати Апостолов ПЦУ в Белогородке - оба в центре села, недалеко от Белогородского сельского совета (карта Google)

Зрители бывшего "канала честных новостей" так и не узнали, что на самом деле без доступа к храму 24 февраля остались те несколько сотен верующих УПЦ, которые своими подписями удостоверяли, что остаются в УПЦ, а 26 июня 2022 года молились в храме, чтобы Бог защитил их от беззакония, пока их сограждане на стадионе "Колос" голосовали за переход двух приходов УПЦ, хотя сами к этим приходам не принадлежали.

В далеком 2004 году в голову не приходило, что когда-то "5 канал" будет невозможно называть честным без кавычек. Но так уже не первый год. И вообще жажду за правдой и глубокой и честной журналистикой ощущаешь все чаще в волнах медийного пространства Украины.

Подсказки правовой системе

Сколько бы ни рассуждать о политике и религии в Белогородке, правовой системе нужны не размышления о вероятном, а факты. Какие документы и свидетельства могут подсказать правоохранительной системе и правосудию, что Свято-Михайловский приход в Белогородке желал остаться в УПЦ, а собрание на стадионе "Колос" 26 июня 2022 года на самом деле не было собранием Свято-Михайловского прихода УПЦ?

  • В уставе Свято-Михайловского прихода четко указано, как определяют членов религиозной общины (то есть прихода). Формулировки типичные для православных общин: это те, кто "достигли 18-летнего возраста, признают обязательность Устава об управлении УПЦ, регулярно участвуют в богослужении, исповедуются и причащаются, находятся в каноническом послушании настоятелю и не находятся под запретом, церковным или уголовным судом общей юрисдикции". Новых членов в состав Приходского собрания избирают на Приходском собрании (пункты 2.1 и 2.6 Устава Религиозной общины Свято-Михайловского прихода Киевской епархии УПЦ). Перечень членов прихода существует. И этот перечень имеет мало общего с перечнем лиц, зарегистрированных на собрании 26 июня 2022 года на стадионе "Колос". Более того, существуют документы, которыми засвидетельствовано желание прихода остаться в УПЦ. Обязательно ли учитывать устав прихода, стремясь понять, кто его члены? Согласно действующему законодательству, да, обязательно: "Членство в религиозной общине основывается на принципах свободного волеизъявления, а также на требованиях устава (положения) религиозной общины. Религиозная община по собственному усмотрению принимает новых и исключает существующих членов общины в порядке, установленном ее уставом (положением)" (статья 8 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях").
  • Собрание на стадионе полностью записано на видео от начала и до конца. На видео зафиксировано, как те же люди на стадионе почти единодушно голосуют относительно судьбы сразу двух приходов УПЦ: Свято-Михайловского и Свято-Николаевского. Но эти два прихода УПЦ на существенном расстоянии друг от друга - примерно 40 минут пешком, поэтому перечни членов этих двух общин УПЦ не могут быть тождественными (даже с поправкой на то, что храм Свято-Николаевского прихода еще не завершен, из-за чего богослужения в нем не такие регулярные, как в Свято-Михайловском).
  • На стадионе регистрировали всех, кто имел прописку в селе Белогородка или селе Шевченково и желал принять участие (это правовое творчество организаторов - устав прихода не требует именно такой прописки для членства). То есть верующих из соседнего прихода ПЦУ, до которого 10-15 минут пешком, тоже охотно регистрировали. Если поработать с перечнем голосов на стадионе, можно найти не одну алогичность. В частности голосовал за смену подчиненности с УПЦ на ПЦУ председательствующий на собрании Максим Зуев, который уже годами верующий ПЦУ и даже свой 50-летний юбилей праздновал в соседнем приходе ПЦУ. Для того, чтобы перейти из УПЦ в ПЦУ, для начала нужно быть в УПЦ. И никакого права определять судьбу соседнего прихода УПЦ верующие ПЦУ не имеют.

Максим Зуев, однопартиец и бывший коллега отца Василия Чупровского из ПЦУ в самоуправлении, в 2021 году празднует свой юбилей на приходе ПЦУ. Источник: Facebook.

На последних выборах в местное самоуправление господин Максим и отец Василий баллотировались от той же партии - "За будущее". А в предыдущем созыве, когда Василий Чупровский был депутатом, а Максим Зуев - сельским головой, были связаны решениями по земельным вопросам (именно в комиссии такого профиля работал Чупровский).

Каждый, кто знает сложность православной ситуации Украины, может с легкостью догадаться, что с представителями другой Церкви верующие-должностные лица общаются, проводят совместные мероприятия, сотрудничают, могут поздравить и с благодарностью принять поздравления, но вот ездят праздновать свой юбилей они, все же, в свой приход, а не другой церковной юрисдикции. Однако господин Максим не только вел собрание по изменению юрисдикции прихода с УПЦ на ПЦУ, но и проголосовал за переход соседнего прихода УПЦ в Церковь, в которой праздновал свой юбилей, и подписал бумаги как председательствующий на собрании. А Василия Чупровского Предстоятель ПЦУ назначит настоятелем "новопереведенного" прихода.

  • На видео зафиксировано, как во время собрания одна из самых активных участниц, которая рассказывает всем о важности смены подчиненности с УПЦ на ПЦУ, говорит настоятелю Свято-Михайловского прихода УПЦ: я Вас впервые вижу. Прихожанка впервые видит настоятеля, который в этом приходе с 2012 года? Согласно уставу религиозной общины, ее членами являются те, кто регулярно посещают богослужения и регулярно принимают причастие в этом приходе, а становятся членами благодаря решению общего собрания прихода, на котором председательствует настоятель. Поэтому прихожане знают своего настоятеля. Излишне говорить, активистка не была из этого прихода, но на видео можно увидеть, что у нее карточка для голосования и она проголосовала относительно судьбы прихода УПЦ.
  • Свято-Михайловский приход официально информировал Киевскую областную военную администрацию, что собрание на стадионе "Колос" не было собранием прихода. Вместо регистрации новой редакции устава, Киевская ОВА должна была бы обратиться в полицию с просьбой помочь установить факты, ведь ряд признаков указывали на то, что решения о переходе на этом приходе на самом деле не было.
  • Еще одна техническая деталь, которая в дополнение к упомянутому выше должна была бы подсказать Киевской ОВА, что что-то здесь не так: на поданных в Киевскую ОВА бумагах задекларирована дата собрания в декабре, зато датированы июнем подписи участников собрания, проголосовавших за переход (наличие таких подписей - обязательное требование согласно действующему законодательству).
  • Можно обратить внимание на количество верующих во время богослужения Свято-Михайловского прихода УПЦ, которое теперь проходит в подвальном помещении, вместо храма, который они любят и в котором создавали ту атмосферу, в которую им хотелось приходить снова и снова. Если приход единодушно хотел перейти (согласно бумагам, 380 за, 2 против, 1 воздержался), кто все эти многочисленные люди в подвальном помещении на воскресных литургиях отца Вячеслава Лазорика - настоятеля Свято-Михайловского прихода УПЦ?
  • Такие видео приход снимает каждое воскресенье. Если верующие хотели перейти, почему же они в подвале на богослужении хорошо известного им настоятеля из УПЦ, а не в 10 минутах ходьбы в храме ПЦУ? То, что верующие УПЦ в Белогородке выбирают богослужение в подвале с настоятелем из УПЦ вместо в храме с настоятелем из ПЦУ, говорит о православной ситуации села яснее тысячи слов в документах.
  • И если кто-то из правовой системы еще имеет какие-то внутренние сомнения, вы можете их развеять, посетив без предупреждения утренние воскресные богослужения УПЦ в подвале и ПЦУ в храме неподалеку: количество верующих на литургиях тоже говорит яснее тысячи слов в документах.

Стоит подчеркнуть: судьбу прихода может определять исключительно приход, а не все желающие с местной пропиской. Это азбука прав человека, свободы вероисповедания и уважения к правам религиозных меньшинств.

Представим, что в определенном населенном пункте есть Украинская Апостольская Православная Церковь (это не абстрактный пример - она официально функционирует), Древлеправославная Церковь Украины (тоже существует де-факто и де-юре), УПЦ и ПЦУ. Могут ли все, кто задекларирует себя православными в этом населенном пункте, собраться вместе и проголосовать, что все приходы отныне в ПЦУ? Конечно же, нет: это четыре разные религиозные общины и каждая из них может принимать решения исключительно в отношении самой себя, а не в отношении своих соседей. Более того, приходы одной юрисдикции тоже не могут принимать решения друг за друга - только в отношении самого себя, а не "пакетом". Например, рядом могут быть два прихода УПЦ, один из которых решил перейти в ПЦУ, а другой - нет.

Несмотря на все поразительные факты, из которых всем должно было бы быть очевидно, что настоящего перехода не было, вокруг событий в Белогородке не только сейчас транслируют фейки, но и распространяли их летом в преддверии собрания 26 июня. Дальнейшие воспоминания и размышления для тех, кто желает знать больше.

"Стадион так стадион": 25 июня 2022 года

Никогда не приходило в голову, что в настоящем украинском православии может быть знаковый стадион. Но им стал стадион "Колос", что рядом со Свято-Михайловским приходом УПЦ в Белогородке.

26 июня на этом стадионе под видеозапись я дала некоторые простые объяснения: устав УПЦ, законодательство об изменении подчиненности религиозной общины, важность признания, что верующие УПЦ тоже защищают Украину в ВСУ. Как оказалось, в этих словах нуждались не только верующие Свято-Михайловского прихода Белогородки, которые в это время молились в своем храме, чтобы Бог защитил их от беззакония, но и многие другие верующие и священники УПЦ, которые проходили через такие унижения и травлю, которым не место в сильном правовом государстве свободных солидарных людей. Из-за этого выступление правительницы на белогородском стадионе стало очень известным на ресурсах УПЦ.

После того был всплеск фейков: "Власть блокирует ПЦУ", "Все село хотело перейти, а она им не дает - таких ракета должна убивать", "Она не давала прихожанам в Бородянке перейти" (в соцсетях Белогородку не раз назвали Бородянкой, хотя Государственная служба по этнополитике и свободе совести (ГЭСС) никогда не работала в Бородянке с вопросами переходов).

Что на самом деле происходило? И как я оказалась на стадионе в Белогородке? Конечно, нечасто главы центральных органов исполнительной власти выступают на стадионах. Об этом - далее в этом рассказе.

Июнь 2022 года. Уже очевидно, что есть переходы и "переходы" - приход на самом деле не желает перейти, но появляются бумаги, будто бы перешел. Обычно в эпицентре событий выборные должностные лица, причем есть тенденция, из каких политических партий. Если "переход" удается оформить и приход УПЦ теряет доступ к храму, он собирается у кого-то дома или в офисе, то есть в частном пространстве.

Фактически в стране возникает сеть людей, многие из которых до недавнего времени открыто молились в своем храме за Украину и ее скорейшую победу, за своих родных на фронте, за раненых и погибших, а сейчас потеряли доступ к храму и оказались в частном пространстве с ощущением, что их государство, которое они защищают, не способно или просто не желает защитить их права. Это действительно опасные процессы, если нам нужна внутренняя стабильность и солидарность в условиях захватнической войны против нашей страны.

ДЕСС выезжает вместе с полицией на разные локации в Киевской области, чтобы точно понять, что именно не работает: что-то не так с законодательством или что-то не так с его интерпретацией. От этого зависит, как действовать дальше - разрабатываем ли мы изменения в законодательство или готовим разъяснения и рекомендации по действующим правовым нормам.

Первый совместный выезд был сделан сотрудником ГЭСС, который сам является верующим ПЦУ - порядочный человек, который возвращается шокированным: "Это делает моя Церковь..." Еще несколько месяцев он как христианин будет искать мира в душе - как остаться в своей Церкви после всего увиденного. Ход событий на том собрании имел мало общего как с верховенством права, так и с христианской любовью к ближнему.

В июне внимательно слушаю его рассказы и Нацполиции, но понимаю, что с такой сложностью ситуации стоит поехать хоть раз самой. Ритм работы Председателя ЦОИВ с понедельника по пятницу слишком перенасыщен, поэтому жду, когда будет вариант в субботу или воскресенье и поближе к Киеву, ведь в номинально выходные легче запланировать многочасовой выезд. В рабочем чате вскоре появляется сообщение о том, чего ждала - 26 июня, Белогородка. Это воскресенье и это рядом.

Многолетние исследовательские навыки обществоведа работой на госслужбе не приглушить. Поэтому накануне, 25 июня еду в Свято-Михайловский храм УПЦ: посмотреть объявления, поговорить с людьми на приходе. Так и познакомились с настоятелем Вячеславом Лазориком - он часто в храме.

Многолетние исследовательские навыки обществоведа работой на госслужбе не приглушить. Поэтому накануне, 25 июня еду в Свято-Михайловский храм УПЦ: посмотреть объявления, поговорить с людьми на приходе. Так и познакомились с настоятелем Вячеславом Лазориком - он часто в храме.

Жизнь полна совпадений, которые умышленно не придумаешь. Через несколько минут после моего появления на территорию храма заезжает депутат от "За майбутнє" Максим Зуев - он должен вести завтрашнее собрание на стадионе, посвященное переходу из УПЦ в ПЦУ. Хочет поговорить с настоятелем. Это его родное село. Раньше он был сельским головой: он знает многих и многие знают его.

Расспрашивает настоятеля и меня о нынешнем статусе УПЦ. Объясняю ему законодательство об изменении подчиненности религиозных общин.

- А Вы могли бы это объяснить завтра во время собрания? - спрашивает меня Максим Зуев.

- Если считаете это целесообразным. Не думаю, что в той атмосфере кто-то будет воспринимать информацию, но если пригласите к слову, я выступлю.

Мои ожидания скептические: такие собрания проходят в эмоциональной атмосфере с заранее известным результатом, поэтому участникам не до разъяснений. А то, что это не собрание Свято-Михайловского прихода УПЦ, уже очевидно из формулировок в объявлении, которое мне показывают. В частности красноречива его подпись: "инициативная группа членов религиозной общины сел Белогородка и Шевченково". Даже в одной только Белогородке несколько религиозных общин разных юрисдикций (по меньшей мере две зарегистрированные юридические лица ПЦУ и по меньшей мере две УПЦ). Поэтому одна религиозная община на два села в контексте Белогородки и Шевченково - это юридический нонсенс и поразительная алогичность.

Елена Богдан - о вере, политике, мечтах и национальной безопасности, фото-12

Мое впечатление, с которым, видимо, Максим Зуев никогда не согласится публично из соображений политической осторожности: ему, как бывшему сельскому голове и нынешнему депутату, запланированное собрание было не по душе. Устраивать в родной Белогородке крики, слезы и замки на храме ему, видимо, не хотелось. Он слишком хорошо знал, что настоятель из УПЦ авторитетный и на приходе все в порядке. Но что-то его заставляло.

На тот момент я еще не знала, что господин Максим и отец Василий из ПЦУ баллотировались от одной партии, а в свое время вместе погружались в решение о выделении земель. Об этом я узнаю уже завтра - после собрания на стадионе 26 июня - и тогда все станет понятным.

Что ж, до встречи на стадионе.

"Стадион так стадион": 26 июня 2022 года

Утро 26 июня в Белогородке. В Свято-Михайловском храме УПЦ много людей. Все не помещаются. Однако такое впечатление, что к этому привыкли: слаженно одни заходят, другие выходят - чтобы все смогли причаститься. Никто не руководит движением людей - они сами знают, что делают.

С определенного момента звучит молитва, чтобы Бог защитил их от беззакония. Смотрю на печальные глаза людей. Если вы хоть раз увидите взгляд верующих, которые понимают, что сейчас у них попытаются отобрать храм и что у многих приходов уже отобрали, вы вряд ли когда-то забудете этот взгляд. Нет, это не российская пропаганда. Это неудобная правда украинского православия.

Тем временем на стадионе регистрируются и получают карточки для голосования. Почти никто из храма на стадион не идет, они продолжают молиться. Примерно одинаковое количество людей в храме и на стадионе.

Начинается собрание. Эмоциональные выступления о "страшной и опасной" УПЦ и "правильной" ПЦУ. Цитируют фейсбук-страницу Евстратия Зори - тогда еще архиепископа ПЦУ, теперь уже митрополита.

Одна из самых ярых активисток, рассказав, какая страшная УПЦ и ее духовенство, признается, что впервые видит настоятеля белогородского храма УПЦ. Того самого Вячеслава Лазорика, который опекает приход с 2012 года.

Люди из двух соседних приходов Белогородки - УПЦ и ПЦУ - до недавнего времени жили в мире. Одинаковые проблемы, единая боль войны, общие надежды на скорейшую победу. Теперь их поделили на правильных и неправильных украинцев. Дальше они пересекутся в школе, больнице, на рынке, в магазине. Атмосфера в селе уже никогда не будет такой, как до этого собрания. И от этого больно.

Глядя на накал эмоций, какое-то мгновение колеблюсь, стоит ли выступать. Мои вчерашние ожидания подтверждаются: это не та атмосфера, в которой есть шансы объяснить, что судьбу прихода может определять исключительно приход, а не любой, кто живет неподалеку и пришел с паспортом на стадион. Но отказаться от выступления - это то же самое, когда на глазах у Уполномоченного по правам человека будут нарушать права человека, а она будет молчать, потому что так безопаснее и удобнее для нее.

В моем мировоззрении кое к чему морально обязывают присяга госслужащего, возглавление госоргана по вопросам свободы мировоззрения и вероисповедания, как и должность Вице-председателя Руководящего комитета Совета Европы по антидискриминации, разнообразию и инклюзии, на которую страны-члены избрали меня тайным голосованием.

Смотрю на видеокамеру и понимаю, что выступать надо не столько для людей на стадионе, сколько для людей в храме, из которых сейчас рисуют "неправильных украинцев" и которые могут потерять веру в справедливость в своем государстве.

- Я таки выступлю, когда пригласят. Если обойдется без яиц и помидоров, мне повезло, - тихо говорю полицейским рядом.

- Наш сотрудник пойдет с Вами, - задумчиво говорит полковник Нацпола, критически оценивая ситуацию на стадионе. Он там с той же целью, что и я - проанализировать, как вытянуть такие "белогородки" из абсурда в поле верховенства права.

На тот момент я уже знала о том, как на разных приходах случалось самое отвратительное: когда из храмов грубо, с криками о "московских попах" и "московитах", выгоняли семьи погибших или тяжело раненых защитников и защитниц Украины. То есть семьи тех людей, которые ценой собственной жизни и здоровья защищали всех нас на передовой. Они защитили своей жизнью в том числе и тех, кто 26 июня живы на стадионе "Колос" с карточками для голосования.

Для меня аксиома, что каждая семья, чьи родные потеряли жизнь или здоровье на передовой, должна чувствовать уважение, благодарность и поддержку украинского общества, а не травлю. Возможно, именно поэтому никогда не жалела о выступлении в Белогородке. Возможно, именно поэтому меня не слишком впечатлило скандирование "позор": в этот момент я просто думала о тех людях из УПЦ, которые погибли или искалечены на передовой, и об их родных. У каждого из нас - живых и здоровых - свой долг и свой долг перед ними.

- Ты понимаешь, что теперь можно начинать отсчет до твоего завершения работы на должности? - спросил меня кое-кто через пару дней после выступления, насмотревшись на ненависть и фейки онлайн. - Это все равно, что бросаться под бронепоезд: и себя уничтожить, и поезд не остановить. Сейчас запрос общественности: осудить УПЦ, призвать к переходу в ПЦУ. А ты о законности и о погибших верующих УПЦ на передовой.

- Должность можно сменить, а совесть одна на всю жизнь, - пожимаю плечами в ответ.

"Украинцем надо быть! И на своем месте!" - раздраженно бросил мне Василий Чупровский после собрания 26 июня на стадионе "Колос", торопясь к своему респектабельному авто (в народе о таком говорят "большой черный джип"). На самом деле прежде всего всем нам стоит быть порядочными людьми. А раз уж оделись в священническое одеяние, то важно быть христианином. Заповеди "не лжесвидетельствуй", "не укради" и "возлюби ближнего своего" касаются всех христиан, и особенно тех, кто в рясах.

О национальной безопасности

К сожалению, в Украине уже немало таких "белогородок": населенных пунктов, где организованы искусственные столкновения между украинцами, которые любят свою страну и свою Церковь, которые борются против нападения России и могли бы мирно жить рядом. Общее горе сближает, опасность объединяет. В условиях человечного отношения друг к другу у украинских православных Церквей был уникальный исторический шанс на сближение, но им бездумно воспользовались для построения высшей стены разделения.

В 2022 году Украина удивила мир отвагой и солидарностью. Помню, как меня спрашивали коллеги из стран Балтии: "Как вам удалось сформировать политическую нацию? Столь разные люди стали на защиту Украины! Они говорят на разных языках, у них разные идентичности, разные взгляды и все они за Украину".

Объяснила, что разные люди чувствовали возможности для самореализации в Украине: наряду со всеми проблемами и несовершенствами нашего общества было ощущение сети пространств свободы. Было пространство для инициатив и формирования сообществ, где можно быть собой. И благодаря этому есть, что и кого защищать в Украине, какими бы разными мы ни были. Мы могли спорить о том, что в Украине не так и какой ей стоит быть, но даже сам факт, что у каждого был голос и возможность открыто спорить, резко контрастировал с тем, что происходило в России.

Помню, как в первые недели полномасштабного вторжения мы в ГЭСС (Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести) вместе с коллегами из СБУ под звуки сирен и ПВО переживали, не получится ли так, что спецслужбам России таки удастся сыграть на определенной религиозной или этнической общности? В частности и переживали относительно ситуации с УПЦ. Однако довольно быстро стало очевидным, что позиции граждан Украины связаны скорее с количеством просмотров российского телевидения по спутниковой связи, чем с их религиозной или этнической идентичностью, или языковыми практиками.

Мы в конце концов вздохнули с облегчением: удивительная солидарность разнообразных сообществ Украины в сопротивлении агрессору стала лучшим свидетельством того, что, несмотря на все вызовы, кое-что все-таки удалось в государственной политике единства в разнообразии. Все в Украине чувствовали себя дома и не заглядывали за границы, где бы кого захватить, но из России на нас напали с причудливыми лозунгами, что якобы "освобождают" и якобы защищаются от нашего потенциального нападения.

Чувствовать себя дома, иметь пространство свободы быть собой и воплощать собственные инициативы, иметь возможность свободно полемизировать - это неотъемлемые аспекты общества свободных людей, которые способны солидаризироваться перед лицом опасности, сколько бы они ни спорили между собой и в чем бы ни ошибались перед тем. Все эти компоненты - это неотъемлемые аспекты национальной безопасности.

По состоянию на апрель 2022 года стало отчетливо заметно, что стремление многих верующих и священников УПЦ отмежеваться от главы РПЦ Кирилла редко результирует в желание присоединиться к ПЦУ. Почему в Украине два крупных православных объединения, а не одно, и почему их объединение в одну структуру крайне маловероятно даже в условиях агрессии РФ и попыток использования православия для идеологического содействия нападению на Украину, невозможно объяснить несколькими словами. Это комплекс причин и об этом нужно писать отдельную статью.

Однако важно признать реальность: многочисленные украинцы в УПЦ любят свою Церковь и Украину. И никакие агрессивные нарративы о "преступной московской церкви в Украине" не изменят их мнение, потому что не имеют ничего общего с реальностью ни Свято-Михайловского прихода УПЦ в Белогородке, ни многих других приходов УПЦ.

Унижение, травля, клевета, лишение храмов не вдохновляет присоединиться, а тем более это отнюдь не способ изменить взгляды глубоко верующего человека. Когда приход теряет возможность пользоваться своим храмом, он не исчезает: верующие собираются на богослужение в другом месте, преимущественно в частном пространстве, поскольку их лишили возможности быть в публичном. И у них есть закономерная боль от ощущения несправедливости и неправды, от потери собственного пространства свободы. Такие тенденции не укрепляют нацбезопасность - они ее ослабляют.

Более того, в публичном пространстве религиозные сообщества открыты: без проблем можно посетить храм УПЦ и услышать, о чем на самом деле проповедуют и какие песни поют. И тогда можно принять меры в тех случаях, когда действительно имеют место опасные нарративы. Зато вытеснение верующих и духовенства из публичного пространства в частное формирует закрытые сообщества. И это тоже важно осознавать в контексте национальной безопасности.

Вместо эпилога

Возможно, когда-нибудь в украинских православных сообществах будут разработаны понятные правила, которые не такие уж и исключительные для современного христианства: духовенство не баллотируется на выборах и не принадлежит к политическим партиям; разумные ограничения относительно стоимости автотранспорта священнослужителей и их бизнес-деятельности.

В идеальной картине мира многих людей Церковь - это то пространство общения, где можно учиться любви, мудрости и правдивому отношению, задуматься о вечности и бесконечности, разделить с другими радостные моменты своей жизни и получить поддержку в трудные, поделиться сомнениями и найти ответы. Это не политически-бизнесовые клубы, не ячейки языка вражды по отношению к согражданам, не источники сфальсифицированных документов или лжи в СМИ. Надеюсь, относительно этого может быть консенсус ПЦУ, УПЦ, органов государственной власти и более широкого общества.

К сожалению, сегодня Белогородка и "белогородки" - это не тот случай, когда можно уверенно сказать: "Эксцессы на местах. А если бы Предстоятель ПЦУ знал..." Документы Белогородки подписаны Предстоятелем ПЦУ. Еще летом писала и звонила ему, пробовала пообщаться во время встречи о Белогородке и "белогородках". Надеялась, что ему будет больно за такую ситуацию с точки зрения и христианских ценностей, и общечеловеческих, и репутации ПЦУ в глазах украинцев и мира.

"Все переходы происходят мирно, свободно и законно, а кто говорит иначе, то российская пропаганда", - так можно подытожить мое поражение обсудить проблему "белогородок".

Этот материал будет отправлен Предстоятелю ПЦУ. И у него в очередной раз будет шанс засвидетельствовать, каковы человеческие и христианские ценности в ПЦУ. Сделает ли он акцент на заповедях "Не лжесвидетельствуй" и "Возлюби ближнего своего как самого себя"? Найдет ли способ прекратить безумие хотя бы в Белогородке и вернуть верующим УПЦ доступ к их храму, объяснив отцу Василию Чупровскому, что Поместную Церковь строят на заповедях Христовых, а не на лжи и насилии? Будет ли готов наконец спокойно и внимательно пообщаться о переходах и "переходах"?

Мне не нужна должность Председателя ГЭСС для того, чтобы объяснить ему или кому-либо другому эту проблему. Как и не нужна для того, чтобы собрать группу священников УПЦ, которые расскажут о своих "белогородках" всем, кто готов услышать и понять.

Это также испытание для священников ПЦУ. Некоторые из них знают о проблеме "переходов" - именно переходов в кавычках, а не настоящих. В частных разговорах с глазу на глаз не раз слышала сожаление по поводу этой ситуации от порядочных священников ПЦУ. Однако как только собеседников больше двух, такое услышать почти невозможно.

Будут ли они и дальше молчать, или обратятся к руководству ПЦУ с призывом о том, что Поместная Церковь Украины должна служить примером доброго и правдивого отношения к людям? Возможно, в частности скажут, что им больно видеть на видео людей в духоте белогородского подвала вместо храма, который по праву их? Ведь храм ПЦУ всего в 10 минутах ходьбы и в нем достаточно пространства во время воскресных богослужений.

"По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоанна 13:35, Цит. по изданию Украинского Библейского Общества: Библия. Современный перевод с древнееврейского и древнегреческого языков. Первое издание. - УБО. - Киев, 2021. - С. 1021.). Без этих библейских слов невозможно понять сложное настоящее украинского православия и иметь шансы на позитивные сценарии его будущего.

Заглавная фотография: Настоятель Свято-Михайловского прихода УПЦ протоиерей Вячеслав Лазорик во время литургии. Белогородка, 5.02.2023

Источник

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Новини Біла Церква #Новини БЦ #біла церква новини сьогодні #Олена Богдан
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...