• Главная
  • Исторический путь: Преображенский кафедральный собор в городе Белая Церковь. Отрывок 9
Эксклюзив
12:05, 12 мая 2023 г.

Исторический путь: Преображенский кафедральный собор в городе Белая Церковь. Отрывок 9

Эксклюзив
Исторический путь: Преображенский кафедральный собор в городе Белая Церковь. Отрывок 9, фото-1

ЦЕРКОВНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАШИХ ПРЕДКОВ

Миряне Преображенского прихода ХІХ - нач. ХХ вв. жили гораздо беднее нынешних, однако, это не мешало им заботиться о красоте и величии своего храма. Денежные и вещественные поступления того времени в основном действительно были именно пожертвованиями, поскольку подавались православными крепостными "не от избытка своего".

Первым и самым щедрым жертвователем Преображенской церкви была, конечно, графиня А.В. Браницкая, которая на свои средства построила два величественных храма в Белой Церкви. Почитатели памяти храмостроительницы - гр. Потоцкая и кн. Воронцова положили в банк немалый капитал, проценты с которого шли в пользу одного из богатейших храмов Киевщины. Из этой суммы священникам Преображенской церкви полагалось по 15 крб., а диакону - 10 крб. ежегодно. Эти средства были пожертвованиями на вечное поминовение похороненной в этой же церкви графини.

Не могло обойтись без воли О.Браницкой и то обстоятельство, что Преображенский храм имел больше всего на Надроссе земельных владений - 143 десятины. Это при том, что даже соборы в уездных центрах (Тараще, Сквире) владели только 33 десятинами - указной нормой.

Примеру О.Браницкой последовали некоторые приближенные к магнатскому роду лица. Так сделал, например, Лаврентий Тростинский, который долгих 37 лет служил камердинером у В.Браницкого. В 1885 г. ему было уже 60 лет и в письме на имя киевского митрополита Платона (Городецкого) он писал, что "силы мои ослабевают и жизнь моя непродолжительна, а потому должен подумать о смерти и загробной жизни".

Из своих средств он выделил 2 тыс. руб. в пользу белоцерковского Преображенского храма. Этот капитал должен был быть неприкосновенным и находиться в банке, а проценты с него должны были принадлежать причетникам за вечное поминовение. Еще 300 крб. Лаврентий Федорович также завещал священнослужителям с условием, что его похоронят на погосте храма. Очевидно, камердинер был частым посетителем церкви, построенной А.В.Браницкой.

"Единственным удовольствием для себя я нахожу присутствовать во время богослужения, которое происходит в белоцерковской Преображенской церкви, а потому желаю, чтобы после смерти тело мое покоилось при этом храме Божьем..." - писал он в письме к митрополиту. Пожертвование было с благодарностью принято. Не возражал митрополит и против погребения Л.Тростинского на погосте Преображенского храма.

В церковные чаши щедро сыпались и копейки и рубли, заработанные тяжелым крестьянским трудом. Например, в 1858 г. миряне обоих храмов Белой Церкви обогатили свои святыни на 1 389 руб. 51 коп. - эта сумма была значительно больше средств, которые собирали прихожане целых благочиний.41 После отмены крепостного права суммы ежегодных чашных сборов стали еще больше - в 1872 году миряне Преображенского храма собрали 1 728 руб. - вдвое больше, чем в трех храмах уездного центра - Василькова или уездных соборах Таращи и Сквиры.42 Росло число пожертвований и в дальнейшем. Так, в 1891 г. в белоцерковском благочинии чашные сборы в храмах составляли 16 867 руб.43 Эти средства частично находились в банке, а частично расходовались на поддержание храма в надлежащем состоянии. Например, в 1858 г. в Преображенский храм мирянами было пожертвовано 1010 руб. 42 коп. что вместе с прошлогодними пожертвованиями составило капитал в 4 771 руб. 85 1/4 коп. Но в этом же году пастыри приобрели для церкви свечей на 186 руб. 75 коп.; благословили осуществить ремонтно-отделочных работ на 736 руб. 65 коп.; отдали на хранение 237 руб. 17 1/4 коп. - то есть, расходы составляли 1160 руб. 57 1/4 коп. и превышали прибыль. В этом году храм выручило наличие прошлогодних сборов - даже после таких расходов в бюджете еще оставалось 3 621 крб. 28 коп. Интересно, что 2/3 прибыли храма составлял доход от продажи свечей.

Но в XIX в. миряне Преображенского храма собирали средства не только на благоустройство своей церкви. Здесь всегда стояли чаши для сбора средств на украшение Гроба Господня в Иерусалиме, на разоренных от стихийных бедствий, на улучшение быта православных паломников в Палестине, на восстановление Православия на Кавказе, в пользу бедных духовного звания и тому подобное. Поскольку эти сборы были ежегодными, то миряне собирали для этих целей сравнительно небольшие средства. Например, в 1872 г. в храмах всего Васильковского уезда на украшение Гроба Господня было собрано 35 руб. 59 коп., а в 1894 г. "на этот предмет" поступило 40 руб. 38 коп. пожертвований.45 Но в пределах всей Киевщины пожертвования, отправлявшиеся из Киева в Иерусалим, выглядели достаточно серьезно (349 руб. 12 коп. в 1858 г.).

Кроме ежегодных сборов в пользу Гроба Господня, прихожане Преображенского прихода регулярно совершали пожертвования для нужд православных единоверцев в других епархиях и государствах. Духовные пастыри наших предков согласно архиерейского благословения время от времени зачитывали с амвона императорские и синодальные указы, в которых содержалась информация о необходимости сбора средств для помощи странам Вселенского Православия.

Например, в 1857 г. по всей Киевской митрополии развернулся сбор пожертвований в пользу Александрийской патриархии, "теснимой не только неверными, но и иноверными". Посланник патриарха Александрийского - епископ Фиваиды - в Москве ожидал пожертвований, необходимых мирянам Северной Африки. В Преображенском храме г. Белой Церкви также была зачитана информация о сборе средств "на сооружение и украшение храмов Божиих в Александрии, Каире и Египте, на основание и содержание там училищ, больниц и богаделен".

В 1845 г. митрополит Филарет (Амфитеатров), выполняя просьбу митрополита Илиопольского и Ливанского Неофита, распорядился "именем Господним пригласить духовенство Киевской епархии, а через него и всю Киевскую паству к доброжелательной милостыне в пользу единоверной нашей Антиохийской Православной Церкви". В результате в Васильковском уезде, к которому принадлежала Белая Церковь, было собрано 43 крб. 29 коп. - из них 2 крб. 30 коп. поступило от мирян Преображенского храма. Владыка с Востока был доволен результатами сбора и просил Киевского митрополита объявить нашим предкам "чувствительную благодарность." (Пусть читателей не удивляют такие суммы - в те времена священник получал 50 руб. в год и это считалось немалым жалованием.)

Подобные сборы были выдающимся событием в церковной жизни и далеко не каждый год пожертвования из чаши Преображенской церкви путешествовали на Ближний Восток или в Африку. Гораздо чаще православные жители Надросья собирали средства в пользу бедных епархий Российской империи, часть которых сейчас являются зарубежными. Так, несколько раз (1891, 1893, 1903 гг.) наши предки собирали пожертвования в пользу православных храмов Узбекистана (тогдашнего Туркестана). Местное православное население было "все пришло, все неприжилось, не сроднилось с краем и само по большей части бедное". Сведения о результатах этих пожертвований являются фрагментарными, но показательными - только в двух благочинных округах Васильковского уезда было собрано 37 крб. 99 коп.

На другом конце необозримой империи находилась еще одна бедная епархия - Финляндская - с преобладающим лютеранским населением. Финский губернатор обращался к Киевскому митрополиту с просьбой собрать средства на сооружение в столице Финляндии Успенского собора. Эта святыня еще и сейчас возвышается в центре Хельсинки. В 1890 г. наши предки - миряне богатейшей в стране Киевской митрополии - жертвовали церковные вещи храмам Прибалтийского края, где ощущалась их нехватка и богослужения совершались "с печальной для Православия скудостью". Прихожане белоцерковского Преображенского храма пожертвовали едва ли не больше всего среди прихода Надросья - 1 "Евангелие", 2 чаши, 2 дискоса, 1 напрестольный крест, 1 дароносицу, 1 серебряную "лжицу" для Причастия. Из заречанского храма св. Марии Магдалины в прибалтийские храмы поступили 2 небольшие чаши и 1 дароносица.

Все отрывки книги можно посмотреть по ссылке

Ожидайте новый отрывок на следующей неделе!

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Новости Белая Церковь #Новости БЦ #белая церковь новости сегодня #Преображенский кафедральный собор #Владимир Перерва
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Спецтема
У книзі Володимира Перерви на основі переважно архівних матеріалів виствітлюються основні віхи історичного шляху Преображенського кафедрального собору у місті Біла Церква.
Объявления
live comments feed...